Проекты*

Определение эмоционального состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи цвета

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1195
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Во время перехода из детского сада в школу у многих детей возникает психически нестабильное состояние, которое затрагивает не только учеников, но и их родителей, учителей. Такое состояние может возникнуть из-за плохого самочувствия, внутренних переживаний или трудностей у ребёнка, вследствие чего могут быть затруднения с дальнейшим состоянием здоровья. Диагностика психического состояния детей младших классов поможет решить эту проблему.

Цель

Создать стенд для диагностики психического состояния младших школьников.

Задачи

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Создать стенд. 

3. Провести испытание созданного продукта.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Термопластичный полиуретан

• Ножницы

• Швейная машинка

• Цветная и белая бумага

• Плёнка для ламинирования

• Принтер

• Картон

Описание

В тестировании принимали участие 35 учеников 1 класса школы № 1195.

Для диагностики психического состояния младших школьников из термопластичного полиуретана был изготовлен стенд с кармашками. Количество кармашков зависит от количества детей в группе или классе. В кармашки вставлялись таблички с фамилией и именем каждого ученика, ламинированные цветные кружочки из бумаги.

Каждый человек отдаёт предпочтение каким-то цветам, как правило, двум-трём. Цвет, которому человек отдаёт предпочтение, может многое рассказать о его характере и эмоциональном складе.

Применение созданного стенда: утром, придя в школу, ребёнок подходит к стенду и выбирает кружочек определённого цвета, который соответствует его настроению и кладёт в свой кармашек. После того как весь класс отметил своё настроение кружочками на стенде, автор анализировал результаты и определял состояние ребёнка на данный момент. Также дети оценивали своё настроение после уроков, перед уходом домой.

Информация о количестве выбранных цветов в классе каждый день анализировалась и заносилась в таблицу.

Затем составили характеристику для каждого ученика:
- имя ребёнка;
- цвета, выбранные им (на первом месте стоит цвет, который выбран чаще всех остальных, далее – в порядке убывания выбора);
- особенности (если имеются), которые выделил классный руководитель;
- описание характера на основании собранной информации.

Результаты

1. Исследование проводилось в течение продолжительного времени, и по его результатам стало понятно, что дети отдавали предпочтение более тёмным цветам, что означает повышение тревожности, уязвимости, усилении нервозности. Возможно, это связано с ускоряющимся темпом жизни. Но все же дети очень общительны между собой, со всеми дружат, у них не наблюдается сложности в общении.

2. Работа над проектом помогла сблизиться учителю с учениками, что очень важно в первые годы обучения детей в школе, ведь для них это важный этап, а для учителя ещё и ценный опыт в работе над своей профессией.

Выводы

Осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам во время всех видов деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему.