Проекты*

Составление определителя млекопитающих

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Зоология в медицине»

Направление работы: Анатомия
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1034
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года

Цель

Составить определитель черепов – экспонатов школьной зоологической коллекции.

Описание

В 2017 году в Карелии, в районе Видлицы в Ладожском озере, было найдено тело мёртвой нерпы. За неимением специального оборудования удалось сохранить только её нижнюю челюсть, которую привезли в школьный учебный класс. В школьном учебном классе также находились черепа животных, принадлежность которых к определённым систематическим группам была неизвестна. Создание определителя млекопитающих поможет улучшить процесс обучения будущих учеников школы, а именно − даст возможность ознакомиться с черепами млекопитающих разных отрядов и на практике понять их отличительные особенности.

Гипотезы:

1. Все имеющиеся черепа школьной коллекции принадлежат млекопитающим, при этом те из них, у которых очень длинные резцы, принадлежат грызунам, а те, у которых увеличенные клыки, принадлежат хищным. Остальные принадлежат копытным.

2. Черепа всех отрядов млекопитающих имеют различное строение по многим характеристикам, что обусловлено их разной жизнедеятельностью.

Задачи

1. Приготовить анатомический препарат нижней челюсти нерпы кольчатой для школьной коллекции.

2. Определить черепа школьной коллекции.

3. Составить определитель для черепов, имеющихся в школьной коллекции.

Краниология − это комплекс научных дисциплин, изучающих нормальные вариации формы черепа у человека и животных.

Методика краниологии включает краниометрию – измерение черепа, краниоскопию – визуальное описание черепа, краниографию – графическое очерчивание контуров.

Работа состояла из трёх последовательных этапов. На первом этапе изготовили костный анатомический препарат.

На следующем этапе с помощью штангенциркуля измеряли черепа школьной коллекции.

На заключительном этапе, используя «Краткий определитель наземных зверей России» И.Я. Павлинова, устанавливали принадлежность черепа и вид млекопитающего.

Изучение и сравнение черепов школьной коллекции осуществлялось по следующим критериям: длина черепа, зубная формула, форма коренных зубов, наличие диастемы, размер мозгового отдела, расположение отростков нижней челюсти, наличие заглазничного костного мостика.

Результаты

Выдвинутые гипотезы подтвердились.

1. Приготовлен препарат нижней челюсти нерпы кольчатой для школьной коллекции.

2. С помощью определителя были определены до вида 9 из 11 экспонатов школьной коллекции и до рода – 2 экспоната.

3. Составлен определитель экспонатов школьной зоологической коллекции.

Перспективы использования результатов работы

Полученные результаты возможно использовать на уроках биологии при изучении модуля «Млекопитающие».

Особое мнение

«Приняв участие в конференции «Старт в медицину», я получила много полезных знаний, а также опыт выступления с научной работой на подобных мероприятиях, что может быть полезным в моей будущей профессиональной деятельности»