Проекты

Влияние режима сна на развитие тревожности и успеваемость учащихся подросткового возраста

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Направление работы: Медицина, Психология, Хронобиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1329
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Жизнь современного подростка очень динамична, и сон зачастую отходит на второй план. Для подростков необходимы 8–9 часов сна. В 2006 году исследователи национального фонда сна показали, что каждый пятый подросток не получает достаточно сна во время учёбы в школе. Это отрицательно влияет на успеваемость учеников. В результате нарушения режима сон-бодрствование (позднее засыпание, раннее пробуждение, уменьшение продолжительности сна) происходит нарастание эмоциональных проблем, которые, в свою очередь, вызывают нарушение способности организма сопротивляться внешним воздействиям и заболеваниям. Это, в свою очередь, усложняет процесс обучения и организации времени школьников.

Цель

Выявить зависимость повышенного уровня тревожности и успеваемости от сна в условиях, недостаточных для полноценного синтеза гормона мелатонина.

Задачи

1. Подобрать методы выявления и исследования тревожности у подростков.

2. Составить опросник и провести мониторинг, выявляющий особенности режима и условий сна, соматическое состояние подростка и его влияние на физическое и психологическое самочувствие, а также на степень удовлетворения школьными успехами.

3. Провести исследование тревожности учащихся подросткового возраста.

4. Проанализировать взаимосвязь режима сна с уровнем тревожности и успеваемостью.

5. Разработать материал о важности сна в правильных условиях.

Описание

Автор на основе анкеты, определяющей уровень личностной и ситуативной тревожности, составил опросник, выявляющий особенности режима и условий сна, соматическое состояние подростка и его влияние на физическое и психологическое самочувствие, а также на степень удовлетворённости школьными успехами. Автор предложил 82 участникам исследования (ученикам 7, 8 и 10 классов) пройти тестирование на уровень тревожности и в течение недели заполнять составленный автором опросник. Исследование было анонимным: подросткам было предложено придумать себе ник, чтобы в дальнейшем ознакомиться с результатами и получить рекомендации. По результатам анкет участников разделили на две группы: с достаточными условиями для выработки мелатонина и недостаточными условиями для выработки мелатонина. Для создания диаграмм использовали результаты анкет группы с недостаточными условиями для выработки мелатонина.

Результаты

1. Ситуативная и личностная тревожность высчитывалась по тесту Спилбергера-Ханина, в котором:

- показатель ниже 30 баллов – низкий уровень тревожности, апатичность, замкнутое состояние;

- от 30 до 45 баллов – умеренная тревожность, норма для человека;

- более 45 баллов – высокий уровень тревожности, сильная эмоциональная напряжённость, повышенная чувствительность.

 

На диаграмме показана взаимосвязь значений тревожности (личностной – ЛТ и ситуативной – СТ) у двух групп: I группа подростков с достаточными условиями для выработки мелатонина и II группа с недостаточными условиями для выработки мелатонина.

Как видно из диаграммы, у I группы подростков с достаточными условиями для выработки мелатонина личностная и ситуативная тревожность находятся в пределах нормы, у II группы с недостаточными условиями для полноценного синтеза мелатонина тревожность намного выше. Также видно, что средняя ситуативная тревожность у второй группы чуть превышает норму, а личностная вышла далеко за её пределы.

2. Большинство опрашиваемых из 2-й группы (65%) спят в выходные дни больше нормы, восполняя недостаток сна в течение учебной недели. Такая привычка несёт больше вреда, чем пользы, т. к. происходит сбой биоритмов, что может отрицательно влиять на здоровье.

3. 23 человека из группы имеют привычку пользоваться гаджетами перед сном. 15 человек – иногда пользуются и только 2 человека перестают пользоваться гаджетами за 1–2 часа до сна. Данные результаты подтверждают актуальность проблемы светового загрязнения, т. к. свет, исходящий от экранов гаджетов, блокирует синтез мелатонина.

4. Была составлена диаграмма, на которой представлены наиболее частые ответы в недельном мониторинге на вопрос «Довольны ли вы своей успеваемостью в школе?» у группы подростков, спящих в условиях, недостаточных для выработки мелатонина.

Доволен(на) своей успеваемостью в школе?

Только 9 человек из сорока не довольны своими успехами в школе. Почти половина опрашиваемых подростков, несмотря на недосып и высокий уровень тревожности, довольны своими успехами в школе. Не была отмечена сильная взаимосвязь между сном в условиях, недостаточных для выработки мелатонина, высоким уровнем тревожности и успеваемостью, какая предполагалась. Такой результат может говорить о том, что эта группа подростков добивается успехов в учёбе в ущерб своему здоровью. Стоит учесть высокий рейтинг школы, сложности обучения в профильных классах, а также высокий уровень мотивации учеников.

5. После исследования особенностей режима сна современных подростков были разработаны наклейки и магниты с советами, как улучшить качество сна.

Вывод

В результате исследования была обнаружена зависимость, подтверждающая гипотезу о том, что сон в условиях, недостаточных для синтеза мелатонина, ведёт к повышению ситуативной и личностной тревожности, что в свою очередь может отрицательно влиять на успеваемость подростков. Предположительно, это происходит из-за того, что подростки по причине постоянного недосыпания имеют несколько заторможенные реакции на любые, в том числе и учебные, ситуации. Всё это создаёт сложности в различных областях их деятельности, что повышает тревожность.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут служить рекомендациями здорового образа жизни не только для подростков, но и для взрослых.