Медиатехнологии в системе охраны здоровья граждан: создание специализированного чат-бота с алгоритмами оказания первой помощи в Telegram
Работа победителя конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Безопасность жизнедеятельности человека» |
Направление работы: Медиатехнологии
Авторы работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы»
Email: Написать
Предметы: Анатомия, Информатика
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года
|
Актуальность
В России четверть пострадавших, имевших шансы на жизнь, погибают из-за отсутствия доврачебной помощи в первые 3–5 минут, что является важной социальной проблемой. Причиной тому служат такие явления, как несовершенство системы формирования медицинской грамотности и её недостаточное взаимодействие с современными технологиями; дифференциация и недостоверность электронных источников информации о первой помощи, человеческий фактор и отсутствие быстрого доступа к структурированной информации о первой помощи в мобильном варианте.
Цель
Создание специализированного чат-бота в социальной сети Telegram.
Задачи
1. Изучить источники информации и теоретическую сторону вопроса.
2. Определить уровень медицинской грамотности среди опрашиваемых.
3. Определить популярность Telegram как социальной сети.
4. Сравнить различные источники информации и составить наиболее точные алгоритмы оказания первой помощи.
5. Изучить имеющиеся аналоги и цифровые ресурсы.
6. Создать «тело» чат-бота в Telegram.
7. Написать алгоритм ответов для чат-бота и провести машинное обучение с помощью специализированных платформ.
8. Интегрировать чат-бот в Telegram.
9. Проверить конкурентоспособность полученного конечного продукта путём сравнения с аналогами в условиях эксперимента.
10. Интегрировать в повседневную жизнь.
11. Оценить перспективы развития проекта.
Оснащение и оборудование, использованное в работе
• Платформа Google Forms
• Бот-креатор «BotFather», платформа «DialogFlow»
• Смартфон, подключённый к сети Интернет
Описание
Работа над созданием чат-бота проходила в несколько этапов.
В ходе изучения теоретической стороны вопроса были выявлены следующие проблемы: низкий уровень медицинской грамотности населения и растерянность людей в экстренных ситуациях, даже при наличии необходимых знаний и умений. Чтобы доказать действительное наличие проблем, было проведено анкетирование 77 респондентов при помощи платформы Google Forms. Были заданы вопросы с вариантами выбора ответа: Что вы сделаете, если увидите, что кому-то стало плохо? По какому номеру можно вызвать скорую помощь? Вы видите человека без сознания. Что предпримете? Какую первую помощь нужно оказать человеку, у которого начались судороги? Как можно проверить, дышит ли человек?
Сначала был составлен список экстренных состояний, затем логическая блок-схема. После этого автором были написаны алгоритмы оказания первой помощи в экстренных состояниях и текстов-ответов чат-бота. На этом этапе сравнивались алгоритмы по оказанию первой помощи из различных источников, и с помощью полученных знаний выработались наиболее эффективные алгоритмы для применения в жизни. Далее вся информация была структурирована и дополнена визуальной частью – эмодзи. Затем был создан аккаунт чат-бота в мессенджере Telegram с помощью бота-креатора «BotFather», осуществилось машинное обучение нейросети и её интеграция в Telegram с помощью платформы «DialogFlow».
Результаты
1. Некоторые результаты опроса:
- первую помощь окажут 39% опрошенных, 54,5% – вызовут скорую, а 6,5% – пройдут мимо, т. е. в большинстве (61%) случаев в первые минуты пострадавший останется без первой помощи;
- большинству респондентов (68,8%) известен номер «03», по которому можно вызвать скорую помощь; 3,9% опрошенных не знали номера телефона;
- 49,4% респондентов, увидев человека без сознания, первым делом вызовут скорую, а 7,8% – сразу же начнут непрямой массаж сердца (без проверки признаков жизни), что является нарушением алгоритма оказания первой помощи;
- 49 человек ответили, что немного растеряются, даже если владеют навыками оказания первой помощи;
- только у 8% респондентов установлено на телефоне специальное приложение с информацией об оказании первой помощи;
- 70% опрошенных пользуются Telegram.
2. Созданный чат-бот «Нашатырный чай» в Telegram рассматривает 36 экстренных ситуаций. В нём доступны структурированные алгоритмы по оказанию первой помощи. Его используют без установки дополнительных специальных приложений, и есть возможность пройти часть алгоритма пошагово.
Критерий сравнения |
«Неотложная помощь» |
Чат-бот «Первая помощь» |
Чат-бот «Нашатырный чай» |
Количество рассмотренных состояний |
Около 50 |
19 |
36 |
Структурированность текста |
Да |
Да |
Да |
Быстрый доступ к информации |
Да |
Да |
Да |
Возможность эффективного использования |
Возможно только при установке данного приложения |
Возможно только при установке данного приложения |
Возможно для всех пользователей Telegram |
Выводы
1. Проблема пониженного уровня медицинской грамотности действительно существует и является социально значимой.
2. Медиатехнологии способны помочь в решении данной проблемы, так как обладают большим количеством полезных свойств: способностью привлечь внимание к проблеме, обеспечить свободный и быстрый доступ к информации, создать образовательные платформы и многими другими.
3. Предметом проектирования стал чат-бот, потому что цифровые ресурсы преимущественно работают для обучения теории оказания первой помощи. Но в экстренной ситуации уже нет времени учиться, необходим быстрый доступ именно к алгоритмам оказания первой помощи. Для этих целей уже создано множество мобильных приложений. Однако абсолютное большинство респондентов (92%) не имеют установленных мобильных приложений с алгоритмами оказания первой помощи, что делает их малоэффективными в решении данных проблем. В то время как Telegram – известный и популярный мессенджер, и чат-бот, созданный в нём, будет являться оптимальным способом быстрого доступа к информации.
4. Экстренная медицина и доврачебная помощь, система формирования медицинской грамотности имеют огромный потенциал для взаимодействия с медиатехнологиями.
Перспективы использования результатов работы
1. Созданный чат-бот «Нашатырный чай» в Telegram – быстрый способ доступа к информации по оказанию первой помощи в условиях городской среды, имеющий только один абсолютный аналог (чат-бот «Первая помощь» в Telegram), доступный в России. Его можно эффективно использовать в экстренных ситуациях.
2. Взаимодействие с тематическими пабликами и сообществами в социальных сетях.
3. Интеграция чат-бота в другие социальные сети и мессенджеры.