Проекты

Медиатехнологии в системе охраны здоровья граждан: создание специализированного чат-бота с алгоритмами оказания первой помощи в Telegram

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Безопасность жизнедеятельности человека»

Направление работы: Медиатехнологии
Авторы работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы»
Предметы: Анатомия, Информатика
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

В России четверть пострадавших, имевших шансы на жизнь, погибают из-за отсутствия доврачебной помощи в первые 3–5 минут, что является важной социальной проблемой. Причиной тому служат такие явления, как несовершенство системы формирования медицинской грамотности и её недостаточное взаимодействие с современными технологиями; дифференциация и недостоверность электронных источников информации о первой помощи, человеческий фактор и отсутствие быстрого доступа к структурированной информации о первой помощи в мобильном варианте. 

Цель

Создание специализированного чат-бота в социальной сети Telegram.

Задачи

1. Изучить источники информации и теоретическую сторону вопроса.

2. Определить уровень медицинской грамотности среди опрашиваемых.

3. Определить популярность Telegram как социальной сети.

4. Сравнить различные источники информации и составить наиболее точные алгоритмы оказания первой помощи.

5. Изучить имеющиеся аналоги и цифровые ресурсы.

6. Создать «тело» чат-бота в Telegram.

7. Написать алгоритм ответов для чат-бота и провести машинное обучение с помощью специализированных платформ.

8. Интегрировать чат-бот в Telegram.

9. Проверить конкурентоспособность полученного конечного продукта путём сравнения с аналогами в условиях эксперимента.

10. Интегрировать в повседневную жизнь. 

11. Оценить перспективы развития проекта.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Платформа Google Forms

• Бот-креатор «BotFather», платформа «DialogFlow»

• Смартфон, подключённый к сети Интернет

Описание

Работа над созданием чат-бота проходила в несколько этапов.
В ходе изучения теоретической стороны вопроса были выявлены следующие проблемы: низкий уровень медицинской грамотности населения и растерянность людей в экстренных ситуациях, даже при наличии необходимых знаний и умений. Чтобы доказать действительное наличие проблем, было проведено анкетирование 77 респондентов при помощи платформы Google Forms. Были заданы вопросы с вариантами выбора ответа: Что вы сделаете, если увидите, что кому-то стало плохо? По какому номеру можно вызвать скорую помощь? Вы видите человека без сознания. Что предпримете? Какую первую помощь нужно оказать человеку, у которого начались судороги? Как можно проверить, дышит ли человек?
Сначала был составлен список экстренных состояний, затем логическая блок-схема. После этого автором были написаны алгоритмы оказания первой помощи в экстренных состояниях и текстов-ответов чат-бота. На этом этапе сравнивались алгоритмы по оказанию первой помощи из различных источников, и с помощью полученных знаний выработались наиболее эффективные алгоритмы для применения в жизни. Далее вся информация была структурирована и дополнена визуальной частью – эмодзи. Затем был создан аккаунт чат-бота в мессенджере Telegram с помощью бота-креатора «BotFather», осуществилось машинное обучение нейросети и её интеграция в Telegram с помощью платформы «DialogFlow».

Результаты

1. Некоторые результаты опроса:

- первую помощь окажут 39% опрошенных, 54,5% – вызовут скорую, а 6,5% – пройдут мимо, т. е. в большинстве (61%) случаев в первые минуты пострадавший останется без первой помощи;

- большинству респондентов (68,8%) известен номер «03», по которому можно вызвать скорую помощь; 3,9% опрошенных не знали номера телефона;

- 49,4% респондентов, увидев человека без сознания, первым делом вызовут скорую, а 7,8% – сразу же начнут непрямой массаж сердца (без проверки признаков жизни), что является нарушением алгоритма оказания первой помощи;

- 49 человек ответили, что немного растеряются, даже если владеют навыками оказания первой помощи;

- только у 8% респондентов установлено на телефоне специальное приложение с информацией об оказании первой помощи;

- 70% опрошенных пользуются Telegram.

2. Созданный чат-бот «Нашатырный чай» в Telegram рассматривает 36 экстренных ситуаций. В нём доступны структурированные алгоритмы по оказанию первой помощи. Его используют без установки дополнительных специальных приложений, и есть возможность пройти часть алгоритма пошагово.

Критерий сравнения

«Неотложная помощь»

Чат-бот «Первая помощь»

Чат-бот «Нашатырный чай»

Количество рассмотренных состояний

Около 50

19

36

Структурированность текста

Да

Да

Да

Быстрый доступ

к информации

Да

Да

Да

Возможность эффективного использования

Возможно только при установке данного приложения

Возможно только при установке данного приложения

Возможно для всех пользователей Telegram

Выводы

1. Проблема пониженного уровня медицинской грамотности действительно существует и является социально значимой.

2. Медиатехнологии способны помочь в решении данной проблемы, так как обладают большим количеством полезных свойств: способностью привлечь внимание к проблеме, обеспечить свободный и быстрый доступ к информации, создать образовательные платформы и многими другими.

3. Предметом проектирования стал чат-бот, потому что цифровые ресурсы преимущественно работают для обучения теории оказания первой помощи. Но в экстренной ситуации уже нет времени учиться, необходим быстрый доступ именно к алгоритмам оказания первой помощи. Для этих целей уже создано множество мобильных приложений. Однако абсолютное большинство респондентов (92%) не имеют установленных мобильных приложений с алгоритмами оказания первой помощи, что делает их малоэффективными в решении данных проблем. В то время как Telegram – известный и популярный мессенджер, и чат-бот, созданный в нём, будет являться оптимальным способом быстрого доступа к информации.

4. Экстренная медицина и доврачебная помощь, система формирования медицинской грамотности имеют огромный потенциал для взаимодействия с медиатехнологиями.

Перспективы использования результатов работы

1. Созданный чат-бот «Нашатырный чай» в Telegram – быстрый способ доступа к информации по оказанию первой помощи в условиях городской среды, имеющий только один абсолютный аналог (чат-бот «Первая помощь» в Telegram), доступный в России. Его можно эффективно использовать в экстренных ситуациях.

2. Взаимодействие с тематическими пабликами и сообществами в социальных сетях.

3. Интеграция чат-бота в другие социальные сети и мессенджеры.