Проекты*

Оценка когнитивных функций и эмоционального состояния школьников с пищевой зависимостью

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Когнитивные исследования
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1474
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

В настоящее время появляются новые продукты питания, превосходящие по калорийности традиционные. В силу различных социально-экономических, социально-культурных и гедонистических факторов основными потребителями высококалорийных и рафинированных продуктов питания являются подростки. Регулярное потребление высококалорийных продуктов может привести к развитию зависимости от этой категории продуктов − пищевой зависимости. Как и любая другая зависимость (алкогольная, никотиновая, наркотическая), пищевая зависимость может провоцировать развитие эмоциональных и когнитивных нарушений.

На сегодняшний день пока недостаточно известно, насколько у современных подростков развита пищевая зависимость, недостаточно исследована взаимосвязь между пищевой зависимостью подростков, их эмоциональным состоянием и мышлением.

Между тем, от эмоционального состояния и мышления зависит успешность обучения школьников.

Цель

Оценить влияние пищевой зависимости на эмоциональное состояние и логическое мышление школьников.

Задачи

1. Провести анкетирование и охарактеризовать распространённость пищевой зависимости у обучающихся старших классов.

2. Провести тестирование и оценить эмоциональное состояние и когнитивные функции у подростков.

3. Провести корреляционный анализ и охарактеризовать зависимость между пищевой зависимостью, эмоциональным состоянием и когнитивными функциями школьников.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

• Компьютер, программное обеспечение

Описание работы

Автором было проведено тестирование 40 школьников 16–17 лет. Тестирование пищевой зависимости проводилось с использованием Йельского теста (Yale Food Addiction Scale, YFAS). Уровень депрессии и эмоционального состояния оценивали с использованием теста Цунга и опросника САН. Для оценки логического мышления использовали матрицы Равена. Обработку анкет автор проводил с использованием программного обеспечения Excel (Microsoft Office).

Для оценки статистической значимости полученных результатов использовали U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента. Для выявления силы корреляционной связи между оцениваемыми когнитивными свойствами использовали критерий корреляции Пирсона. Для оценки тесноты, или силы корреляционной связи, использовали шкалу Чеддока.

Результаты

Установлено, что у большинства респондентов отсутствует пищевая зависимость (ПЗ). У трети опрошенных отсутствуют симптомы ПЗ, около 40% имеют один из восьми симптомов зависимости, из них у 50% респондентов этим симптомом является желание сократить переедание, у 30% – наличие переедания и у 20 % респондентов имеется абстинентный синдром. Двумя симптомами ПЗ обладают 15% опрошенных школьников, у этих респондентов имеется толерантность к продукту, из них у 80% наблюдается переедание и у 20% есть стремление снизить переедание. Количество респондентов с тремя и более симптомами ПЗ составляет менее 10% от общего количества опрошенных.

Количество симптомов пищевой зависимости, выявленных у респондентов

 

Распределение симптомов пищевой зависимости у респондентов

 

При оценке уровня депрессии среди респондентов было установлено, что у большинства школьников депрессии не наблюдается. Лёгкая форма депрессии имеется у 15% опрошенных и чаще встречается у людей с пищевой зависимостью. Сила корреляционной связи между этими явлениями умеренная и составляет 0,5 ед.

 

 

 

Уровень депрессии у респондентов с симптомами пищевой зависимости

Оценка самочувствия, активности и настроения у респондентов показала, что подавляющее большинство обладают благоприятным эмоциональным состоянием. Установлено, что у 75% респондентов, не имеющих симптомов пищевой зависимости, преобладает хорошее и отличное настроение. Такое же настроение имеют и школьники с тремя и более симптомами пищевой зависимости.

 

 

 

Тестирование способности к логическому мышлению выявило, что большинство респондентов имеют индекс интеллекта (ИИ) ниже среднего, треть опрошенных обладают средним индексом интеллекта и 10% – низким.

 

 

 

 

 

 

Выявлено, что средним уровнем интеллекта и уровнем ниже среднего обладают респонденты без пищевой зависимости и респонденты, обладающие тремя и более симптомами зависимости. Корреляционный анализ взаимосвязи между ПЗ и ИИ показал, что у лиц, имеющих 5 и более симптомов ПЗ, индекс интеллекта низкий.

Индекс интеллекта у респондентов с симптомами пищевой зависимости

 

Выводы

1. Большинство опрошенных школьников не подвержены зависимости от рафинированной и высококалорийной пищи.

2. Для большинства участников опроса характерны благоприятное эмоциональное состояние и отсутствие признаков депрессии.

3. Увеличение количества симптомов пищевой зависимости у школьников повышает вероятность возникновения депрессивного эмоционального состояния.

4. Из всех опрошенных школьников только треть имеют средний индекс интеллекта, для большинства респондентов характерен интеллект ниже среднего.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования позволят не только оценить распространённость пищевой зависимости среди школьников, но и применить меры к снижению развития таких социально значимых заболеваний, как ожирение и диабет.

Сотрудничество с учреждением

ФИЦ Коми НЦ УрО РАН