Проекты*

Вирус папилломы человека и вакцинопрофилактика

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Медицина
Авторы работы: ГБОУ Школа № 641 имени С. Есенина
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Ежегодно во всём мире умирает около 300 тыс. человек от заболеваний, вызванных вирусом папилломы человека (ВПЧ). В настоящее время разработан ряд национальных программ по профилактике онкологических заболеваний. Одним из методов профилактики плоскоклеточного рака различных локализаций является вакцинация против ВПЧ-инфекции.

Цель

Ретроспективная оценка эффективности вакцинопрофилактики папилломавирусной инфекции и оценка отношения учеников старших классов к вакцинопрофилактике ВПЧ.

Задачи

1. Изучить типы ВПЧ и их связь с поражением плоского эпителия различных органов.

2. Определить существующие на данный момент вакцины против ВПЧ-инфекции.

3. Ретроспективно оценить эффективность существующих вакцин против ВПЧ-инфекции.

4. Оценить отношение учеников старших классов к вакцинопрофилактике.

5. Определить количество привитых учеников против ВПЧ-инфекции.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Микроскоп

• Компьютер

• Временные гистологические препараты

• Предметные стекла

Описание работы

Автор изучил специализированную медицинскую литературу (данные Всемирной организация здравоохранения (ВОЗ), ведущих онкологических институтов РФ, клинические рекомендации педиатров России) и установил, что вирус папилломы человека (ВПЧ) насчитывает более 300 типов. ВПЧ широко распространён во всем мире и провоцирует различные заболевания кожи и слизистых оболочек организма. Каждый вирус из группы ВПЧ имеет свой определённый номер.

В ходе исследования было выяснено, что самыми опасными являются типы 16 и 18 ВПЧ, т. к. становятся причиной развития онкологии шейки матки у женщин после 40 лет в 70% случаев. Источником возбудителя инфекции является больной человек или носитель. Передаётся вирус половым путём, а также при кожном контакте с поражённой поверхностью. Риск передачи даже при однократном контакте равен 80%.

ВПЧ встречается повсеместно. Однако оценить распространённость вируса невозможно, так как в большинстве случаев болезнь протекает бессимптомно и заканчивается самоизлечением.

 

Также в ходе исследования автор установил, что наибольшая распространённость ВПЧ-инфекции отмечается в Индии (35,4%), Восточной Европе (21,4%) и Восточной Африке (33,6%).

В настоящее время существуют три вакцины: двухвалентная – Церварикс (производитель ГлаксоСмитКляйнБайолоджикалз (Бельгия)); четырёхвалентная – Гардасил и девятивалентная – Гардасил 9 (производитель Мерк Шарп и Доум Б. В. (Нидерланды)), которые защищают от ВПЧ 16-го и 18-го типов. Врачи рекомендуют вакцинировать подростков в возрасте от 9 до 14 лет.

Автором была проведена практическая работа. При помощи метода микроскопии в лаборатории ПАО института рентгенорадиологии проведено исследование гистологического препарата матки, поражённой раком шейки матки. Во фрагменте операционного материала были обнаружены ядра опухолевых клеток и плоскоклеточный рак.

Вторая часть работы состояла в проведении анкетирования учеников старших классов ГБОУ Школа № 641 имени С. Есенина. Участие приняли более 80 школьников, из которых 46 девочек, что составляет 57% и 35 мальчиков – 43%. Опрос был анонимным. Средний возраст опрашиваемых 16 лет (15–18 лет). Цель анкетирования состояла в выявлении отношения учеников старших классов как к вакцинопрофилактике в целом, так и к вакцинопрофилактике от ВПЧ-инфекции.

Результаты

Положительно относятся к вакцинации 61 школьник или 75% всех опрошенных, из них 39 (48%) делают прививки, 22 школьника (27%) не делают, 17 школьников (21%) относятся к вакцинации неоднозначно и 3 школьника (4%) отрицательно относятся к вакцинации.

69 школьников считают, что прививки нужны детям, причём, некоторые из них считают, что прививки нужны как детям, так и взрослым.

 

Осведомлённость школьников о ВПЧ

О существовании  вируса папилломы человека знают 50 школьников (62% опрошенных), из которых 34 девочки (74%) и 16 мальчиков (46%).

 

 

 

 

36 школьников (44%) знают о вакцине для профилактики ВПЧ, большая часть из них девочки – 25 человек. Большая часть мальчиков – 24 человека (68%) не знают о существовании вакцины.

 

 

 

От вируса папилломы человека из 81 опрошенного всего привито 12 человек (или 16%) – 6 мальчиков и 6 девочек, не привито 62 ученика (или 84%) и 7 школьников затруднились ответить, привиты они или нет.

Выводы

1. Клинические и пострегистрационные исследования доказывают высокую безопасность и эффективность вакцин против ВПЧ. Вакцины дают максимальный и гарантированный эффект, если их вводят до контакта организма с этими вирусами. Вакцины не лечат ВПЧ-инфекцию и связанные с ВПЧ заболевания, в частности – рак, а только защищают от заражения.

2. Вакцинация против ВПЧ не отменяет необходимости скрининга на наличие заболевания. В странах, где вакцинация против ВПЧ внедрена в медицинскую практику, может сохраняться необходимость в разработке или усилении программ по скринингу.

3. Необходимо проводить просветительскую работу среди школьников средней и старшей школы для их информирования о существовании ВПЧ-инфекции, способах её распространения и о последствиях, к которым она приводит.

Перспективы использования результатов работы

Включение информации о ВПЧ и необходимости вакцинации в факультативный материал по предмету «Биология».

Формирование положительной позиции школьников и их родителей в отношении вакцинации как основного фактора профилактики ВПЧ-инфекций.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко»

Мнение автора

«Я получила огромный опыт: мне очень понравилось узнавать что-то новое, общаться с кураторами, интересными людьми, с помощью которых я смогла прикоснуться к медицине.

Проект «Медицинский класс в московской школе» дал мне шанс заниматься исследовательской работой. Это обязательно пригодится мне в будущем при написании серьёзных научных работ»