Проекты*

Вирус бешенства в истории человечества. История создания первой вакцины / Rabies virus in the history of mankind. The first vaccine

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины (на английском языке)»

Направление работы: История медицины
Авторы работы: ГБОУ Школа №777
Предметы: Биология, Английский язык
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Страх перед бешенством обоснован: ежегодно в мире погибают более 1 млн животных и до 70 тыс. человек (каждые 15 минут умирают два человека, каждые сутки – около 200). Бешенство присутствует на всех континентах за исключением Антарктиды. 95% случаев смерти людей происходят в регионах Азии и Африки. В большинстве случаев передача вируса бешенства людям происходит от домашних собак. При этом заболевание может поражать домашних и диких животных. Оно передаётся людям через укусы или царапины, обычно посредством слюны. Жертвами часто оказываются дети в возрасте от 5 до 14 лет.

В Российской Федерации заболеваемость людей бешенством регистрируется ежегодно. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) объявила Всемирный день борьбы против бешенства, который проводится 28 сентября. Дата выбрана не случайно: в этот день в 1895 году скончался Луи Пастер, успешно разработавший вакцину против бешенства.

Цель

Изучить историю открытия вируса бешенства и меры борьбы с этим заболеванием.

Задачи

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Проконсультироваться по вопросам профилактики бешенства в Калининской участковой ветеринарной лечебнице Станции по борьбе с болезнями животных ЮВАО г. Москвы.

3. Выявить уровень информированности о бешенстве и мерах его профилактики среди учащихся 9−11 классов и учителей ГБОУ Школа № 777.

4. Создать авторский видеоролик о мерах профилактики бешенства.

5. Разработать презентационные материалы о профилактике бешенства.

6. Создать буклет, содержащий информацию о мерах профилактики бешенства.

Описание

Автор изучил научную литературу по теме проекта: история разработки вакцины против бешенства, работы Луи Пастера, основание Одесской бактериологической станции (второй в мире и первой в Российской империи), работы И. И. Мечникова.  

Было проведено анкетирование среди учащихся 9−11 классов и учителей школы № 777 для определения уровня знаний о бешенстве и мерах его профилактики. В анкетировании приняли участие 116 человек, из них 102 ученика в возрасте 15–17 лет и 14 учителей.

Автор проконсультировался по вопросам профилактики бешенства в Калининской участковой ветеринарной лечебнице Станции по борьбе с болезнями животных ЮВАО г. Москвы.

Результаты

1. Большинство респондентов (85%) считают бешенство опасным заболеванием.

2. 79% участников анкетирования правильно перечислили тех, кто может болеть бешенством. На вопрос «Какие дикие животные чаще болеют бешенством?» 63% указали, что лисы; 29% – лисы и волки, реже – кошки; 8% – еноты. 64% опрошенных ответили, что можно заразиться, если на кожу попала слюна больного животного.

3. Большинство респондентов правильно указали действия человека после укуса его животным.

 

4. 93% опрошенных отметили, что нужно прививаться от бешенства, даже если рана после укуса незначительная.

5. Участники анкетирования показали ответственное отношение к вакцинации домашних животных.

 

6. Были разработаны презентационные материалы о профилактике бешенства: создан авторский видеоролик и составлена иллюстрированная памятка для детей, подростков и их родителей, где в доступной форме описаны переносчики бешенства и симптомы заболевания.

Выводы

1. Учащиеся 9−11 классов и учителя школы № 777 показали достаточно высокий уровень информированности о бешенстве и мерах его профилактики.

2. Автор считает, что бешенство на земном шаре ликвидировать нельзя и сегодня. Более того, интенсивность эпизоотии бешенства среди животных продолжает нарастать. Особенности эволюции бешенства в приплоде последних лет связаны, в частности, с появлением нового экологического фактора – гибридов волка с собаками, что не в последнюю очередь связано с увеличением числа брошенных, одичавших собак.

Перспективы использования результатов работы

На основании полученных результатов исследования подготовлен материал, содержащий адресную разъяснительную информацию для обучающихся и педагогов о бешенстве, который может быть использован на классных часах, школьных конференциях и родительских собраниях для формирования положительной позиции школьников и их родителей в отношении вакцинации домашних животных как основного фактора профилактики бешенства.

Сотрудничество с учреждением при создании работы

Калининская участковая ветеринарная лечебница Станции по борьбе с болезнями животных ЮВАО г. Москвы

Мнение автора

«Я благодарна своим руководителям за сопровождение и поддержку во время работы над проектом и подготовку для участия в конференции «Старт в медицину». Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет учеников школ, которые в будущем планируют связать свою жизнь с медициной. Благодарю Организационный комитет за мотивацию двигаться дальше в этом направлении! Также хочу пожелать следующим участникам конференции «Старт в медицину» удачи!»