Проекты*

Исследование влияния наушников на слух и время реакции подростков

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Биофизика»

Направление работы: Акустика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2036
Предметы: Физика, Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Человек получает 20% информации через органы слуха. Доказано, что вредное влияние на человека оказывают очень громкие звуки и постоянный длительный шум. К вредному шуму относится и громкая музыка, прослушиваемая через наушники. Однако мы часто встречаем людей, особенно подростков, пользующихся наушниками длительное время и прослушивающих музыку высокой громкости. Также необходимо указать на то, что количество людей, получивших травмы в ДТП по причине прослушивания громкой музыки и снижения времени реакции на событие, за последние 6 лет возросло в 3 раза.

Цель
Исследовать влияние прослушивания музыки через наушники на остроту слуха подростков и время реакции при использовании наушников.

Задачи

1. Изучить научную литературу по теме исследования.

2. Провести исследование минимального порога слуха подростков до и после прослушивания музыки различной громкости через разные виды наушников с помощью аудиометра АА-02.

3. Провести исследование времени реакции подростков при использовании наушников.

4. Разработать рекомендации по использованию наушников.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Аудиометр АА-02

• Различные виды наушников

• Тест на реакцию

Описание

В качестве метода исследования минимального порога слуха выбран метод тональной пороговой аудиометрии с помощью аудиометра АА-02.

Вначале был проведён опрос 43 обучающихся 10-го медицинского класса ГБОУ Школа № 2036 по использованию ими наушников, а также предпочтению музыкальных произведений для прослушивания. 

Измерение остроты слуха (воздушной проводимости) подростков до использования наушников и после использования при различных частотах звука провели с помощью аудиометра АА-02. Перед обследованием было получено письменное согласие родителей. Минимальный порог слуха определяли через 30 минут прослушивания соответствующей музыки в наушниках на максимально комфортной для исследуемых громкости.

Время реакции подростков при использовании наушников и без них проводили с помощью «Теста на реакцию», размещённого на Информационно-познавательном медицинском портале MedListok.com.

Результаты

1. В результате опроса обучающихся выяснено, что 100% респондентов используют наушники. В основном музыку прослушивают при поездках в транспорте, по дороге в школу и из школы и др.; продолжительность непрерывного прослушивания от 15 до 60 минут, в среднем 30 минут.

2. Выбор наушников определяется удобством использования и хорошим качеством звука. 87% обучающихся отдают предпочтение наушникам типа «затычки». По результатам опроса для исследования были выбраны беспроводные вакуумные наушники и проводные наушники мониторного типа.

3. Для прослушивания была выбрана лирическая и ритмичная поп-музыка.

4. При использовании вакуумных беспроводных наушников уровень слуха снижается больше по сравнению с проводными мониторными наушниками. Лирическая, спокойная музыка в меньшей степени влияет на уровень слуха.

5. При использовании наушников в среднем на 2,6 секунды увеличивается время реакции. 6. Разработаны рекомендации по использованию наушников.

Выводы

1. При использовании наушников увеличивается минимальный порог слуха, особенно при прослушивании ритмичной музыки в наушниках вакуумного типа (в среднем на 15дБ).

2. При выполнении работ, требующих концентрации внимания, необходимо отказаться от наушников. Особенно это актуально при нахождении на дороге.

Перспективы использования результатов работы
Результаты работы можно использовать в школе на занятиях по биологии и на мероприятиях по профилактике заболеваний слухового анализатора.

Сотрудничество с вузом при создании работы
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кафедра физики и математики, отдел медицинской биофизики