Проекты*

Экосистемы лесов окрестностей биогеоценологической станции «Малинки»

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Экология и эволюция»

Направление работы: Экология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1506
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Экологическая ситуация окружающей среды – один из важнейших вопросов современного общества в целом и каждого отдельного человека в частности. Несмотря на кажущуюся сложность данного вопроса, каждый в силах сделать вклад в улучшение ситуации: как изменением своего бытового поведения, так и вкладом в научную составляющую.

Цель

Сравнить две экосистемы: хвойный лес, подвергшийся воздействию массовой вспышки численности короеда-типографа и ненарушенного участка хвойного леса окрестностей биостанции «Малинки».

Задачи

1. Изучить основные методы экологического исследования.

2. Составить геоботаническое описание фитоценозов.

3. Сравнить видовой состав растений на выбранных участках.

4. Сравнить почвенную фауну на выбранных участках.

5. Сравнить ели, произрастающие на выбранных участках.

6. Определить и сравнить относительную влажность почвы на выбранных участках.                               

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Бюкс

• Муфельная печь

Описание

В качестве объекта исследования был выбран хвойный лес вблизи биостанции «Малинки», в котором в 2009 году произошла вспышка численности короеда-типографа. В результате этого в окрестностях биостанции отмечается чередование зелёного здорового древостоя с повреждённым, хвоя которого либо опала, либо стала коричневого цвета.

 

На исследуемой территории были выбраны 2 участка, примерно одинаковые по площади и местоположению. Участок, подвергшийся сильному воздействию короеда – нарушенный. Ненарушенный участок стал контрольным.

 

Сравнение участков было проведено по следующим параметрам: жизненность древостоя, ярусность и видовой состав флоры, видовой и численный состав почвенной фауны, влажность почвы. На исследуемых участках было определено 40 видов растений, проранжированных в зависимости от частоты встречаемости. Для определения жизненности древостоя была разработана специальная шкала, которая включала 7 степеней: от 0 (без потерь и пожелтения хвои) до 6 (сломы и вывалы). Всего исследовано 100 деревьев, по 50 на каждом участке. Для каждого участка выделены ярусы и определён их видовой состав.

Результаты

В ходе работы выявлены определённые особенности изучаемых участков.

1. Численность видов, относящихся к травянистому ярусу, на контрольном участке примерно в 2 раза меньше, чем на повреждённом.

2. Количество видов растений на исследуемых участках оказалось примерно одинаковым: нарушенный участок – 31 вид, ненарушенный – 30 видов. Количество видов, которые встречались на обоих участках – 20.

3. Влажность на нарушенном участке составляет 63,8 %, а на контрольном – 53,6 %.
5. Толщина листового опада на нарушенном участке в среднем в 2 раза больше, чем на контрольном.

 

6.  Всего было обнаружено 5 видов почвенных беспозвоночных животных на контрольном участке и 2 вида на нарушенном. Количество дождевых червей на контрольном участке превышало в три раза количество червей на повреждённом.

 

Выводы

1. На нарушенном участке наблюдается сдвиг в сторону высокотравья.

2. Жизненное состояние деревьев контрольного участка значительно выше по сравнению с нарушенным.

3. Влажность повышена на нарушенном участке.

4. Количество видов почвенной беспозвоночной фауны преобладает на контрольном участке.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут служить пособием при изучении экологии в школе, так как наглядно демонстрируют влияние биотических факторов на живые организмы и целые сообщества.

Награды/достижения

Всероссийская олимпиада школьников по экологии, региональный этап – участник.

Мнение автора

«Для выполнения работы мне понадобилось ознакомиться с большим объёмом теоретического материала и освоить методы экологического исследования. Уверен, что опыт участия в конференции «Старт в медицину» в девятом классе будет очень полезен и позволит добиться высоких результатов в будущем!»