Проекты*

Дубильные вещества, их классификация. Особенности стандартизации сырья, содержащего дубильные вещества. Особенности использования в современной медицине

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции для педагогических и руководящих работников

Направление работы: Медицина
Авторы работы: Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий»
Предметы: Биология, Химия
Классы: Педагог
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Цели

Формирование у школьников медицинских классов единой естественно-научной концепции восприятия учебных дисциплин, преподаваемых в школе в рамках образовательного стандарта (химия, биология, физика), а также предпрофильных дисциплин; получение на основе данной концепции знаний, умений и практических навыков по вопросам анализа взаимосвязи между химической структурой биологически активных веществ, их преимущественным накоплением в отдельных семействах, особенностями заготовки, контроля качества, хранения и переработки лекарственного растительного сырья, содержащего в качестве основной группы дубильные вещества, а также путей использования сырья с учётом взаимосвязей «химическая структура – фармакологическое действие» и применения лекарственных средств растительного происхождения, содержащих дубильные вещества, с учётом рационального использования растительных ресурсов и решения экологических проблем.

Задачи

1) Рассказать школьникам о видах ЛРС (лекарственное растительное сырье) и лекарственных средствах растительного происхождения

на их основе.

2) Обучить школьников простейшим методам фармакогностического анализа ЛРС в соответствии с государственными стандартами качества на основе повторения соответствующего материала органической химии.

3) Обучить организации технологии хранения ЛРС, содержащего дубильные вещества на основе прогнозирования биохимических реакций, происходящих в процессе естественной и искусственной сушки.

4) Сформировать устойчивые навыки самостоятельного анализа научной литературы и официальных статистических обзоров по изучаемой теме.

5) Сформировать у школьников умения характеризовать ЛРС, содержащее дубильные вещества, опираясь на знания, полученные при изучении соответствующих разделов ботаники.

6) Сформировать у школьников умения в решении задач оценки природных запасов, заготовки, сушки и анализа лекарственных растений, содержащих дубильные вещества, в том числе в естественных условиях произрастания (возможность включения в программу летнего лагеря).

7) Обучить школьников технике безопасности при работе со свежим и высушенным растительным сырьём.

8) Формировать у школьника навыки общения с коллективом и работе в команде.

Методические рекомендации

Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс, практические занятия и самостоятельную работу. Основное учебное время выделяется на практическую работу по идентификации лекарственных растений и установлению подлинности видов ЛРС, входящих в программу , а также анализу дубильных веществ, включающему определение подлинности и количественного содержания.

Практические занятия проводятся в виде решения ситуационных задач, работы с действующей нормативной документацией, демонстрации видов ЛРС, гербариев, рисунков и фотографий лекарственных растений, проведения собственных экспериментальных исследований.

В учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50% от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа подразумевает подготовку к практическим занятиям и включает самостоятельную работу со справочными пособиями и нормативной документацией.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам университета и кафедры.

Исходный уровень знаний обучающихся определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий.

В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач