Проекты*

Дистанционное обучение и здоровье человека

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Здоровьесбережение
Авторы работы: ГБОУ Школа № 962
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

В связи с пандемией COVID-19, которая началась в мире в декабре 2019 года, указом мэра Москвы от 16 марта 2020 г. № 21-УМ «О внесении изменений в указ мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ» было принято решение временно остановить посещение образовательных учреждений.  Затем был организован дистанционный процесс обучения с 18.03.2020. Учащиеся образовательных учреждений в полной мере ощутили влияние вынужденного дистанционного обучения на многие сферы своей жизни. Прежде всего, увеличилось время пребывания за компьютером за счёт дистанционного пребывания на уроках, выполнения электронного домашнего задания, прохождения тестов и т.д.

Цель

Проанализировать возникающее во время дистанционного обучения влияние электронных устройств на организм, и, если оно имеет негативный характер, предложить способы его снижения или коррекции.

Задачи

1. Составить опросный лист «Анализ самочувствия при дистанционном обучении».

2. Провести среди учителей и учеников средней и старшей школы опрос «Анализ самочувствия при дистанционном обучении».

3. Проанализировать полученную информацию.

4. На основе данных анализа предложить варианты снижения возможного негативного влияния увеличенного времени работы за электронными устройствами на организм.

Описание

Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, проанализировав отдельные исследования в этой области, авторы выбрали метод анкетирования. Это позволило установить специфику и влияние некоторых факторов дистанционного обучения на здоровье учеников средней и старшей школы, а также учителей; выяснить отношение опрашиваемых к дистанционному обучению и получить данные о влиянии дистанционной формы обучения.

Разработанная анкета включала в себя 10 вопросов и комментарии. Вопросы охватывали самые важные аспекты здоровья и комфорта, такие как: время, проводимое за электронными устройствами в связи с вынужденным дистанционным обучением; были ли отмечены ухудшение зрения, усталость в глазах, частые головные боли и головокружения; появлялись ли раздражительность, агрессия, повышенное беспокойство, тревожность, апатия, депрессивное настроение, подавленность и бессонница. Также было предложено оценить комфортность обучения и преподавания в дистанционном формате, общее состояние здоровья и применение физических упражнений для снижения нагрузки.
Опрос проводился среди обучающихся средней и старшей школы (58 человек), среди педагогов (16 человек) нескольких учебных заведений.  Для сбора данных были использованы Google-формы. При обработке данных и их анализе, а также для построения диаграмм использовалась программа Microsoft Excel.

Результаты

1. Время, проводимое за компьютером и другими электронными устройствами, по полученным данным, увеличилось примерно в 2–2,5 раза.

2. Нормы и рекомендации, установленные СанПиН, по общей продолжительности использования электронных устройств учениками и учителями на практике не выполнялись.

3. Ухудшение зрения отметили 62% учителей и 55% учащихся.

4. Усталость в глазах отметили 100% учителей и 79% учащихся.

5. Головные боли и головокружения наблюдались у 50% учителей и 64% учащихся.

6. У 81% опрошенных учителей и у 79% учеников субъективно ухудшилось психологическое состояние. 

7. Проанализировав результаты, выявили, что признаки депрессии появились у 27% учителей и 15% учащихся, подавленности – 22% и 21% соответственно, раздражения – у 19% учителей и у 22% учащихся.

8. Появилась бессонница или проблемы с засыпанием у 81% учителей (62% отметили проблемы с засыпанием и 19% – бессонницу); у 69% учеников (38% – проблемы с засыпанием и 31% – бессонница).

9. За комфортное очное обучение высказались примерно 94% учителей и 81% учащихся из нескольких учебных заведений.

10. Опрашиваемые учителя оценили (от 1 до 10) общее состояние здоровья на дистанционном обучении ниже среднего, а ученики, в свою очередь, дали среднюю оценку.

11. 63% учителей и 64% учащихся не выполняли какие-либо комплексы упражнений, чтобы снизить нагрузку на организм во время дистанционного обучения.

Выводы

1. В ходе исследования было выявлено наличие негативного влияния увеличенного времени, проводимого за компьютером во время процесса обучения, на здоровье учителей и учеников средней и старшей школы.

2. На основе этого были предложены рекомендации по снижению нагрузки на организм человека во время дистанционного обучения:

  • важно, чтобы было правильно организовано рабочее место, расположено электронное устройство/компьютер (уровень постановки монитора соответствовал расположению глаз), освещение;
  • эффективно организовано время: составить график занятий, строго придерживаться его, не забывая о 10–15-минутных перерывах между уроками. Важно, чтобы ученики и учителя во время перерывов вставали и немного двигались, делали гимнастику для глаз и кистей рук, чтобы снять напряжение мышц. Также следует не забывать о регулярном проветривании помещения;
  • минимизировать просмотр телевизионных программ;
  • уменьшить использование наушников или отказаться от них совсем, заменив их аудиоколонками. Постоянное использование таких моделей наушников повышает уровень риска развития нарушений слуха и нервной системы.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего исследования и составления более детальных рекомендаций при удалённой и дистанционной работе учебных заведений.