Проекты*

Разработка методического пособия по изучению латинского языка для учащихся медицинских образовательных учреждений

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий»
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Общеизвестным является факт, что студенты на начальных курсах медицинского университета испытывают сильную психоэмоциональную нагрузку, обусловленную изменением привычной среды обитания, частыми переездами и прежде всего огромным объёмом необходимой для запоминания информации. Студентам необходимо одновременно осваивать основы латинского языка и использовать латинские термины на таких дисциплинах, как анатомия, биология, гистология. Следует отметить, что в настоящее время на современном российском рынке отсутствуют методики самостоятельного изучения латинского языка. Как показывает практика, терминология на иностранном языке лучше запоминается в игровом формате. Поэтому сегодня актуально использовать методики, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи.

Цель

Создание методического пособия по запоминанию латинских терминов с помощью видов мнемотехники и ассоциаций.

Задачи

1. Изучить научную литературу по преподаванию иностранных языков, в том числе   латинского.

2. Провести социологический опрос среди студентов медицинских вузов и учащихся медицинских классов и выявить проблемы при изучении латинского языка.

3. Составить авторское методическое пособие на анализе методов запоминания и мнемотехники.

4. Провести урок с обучающимися медицинских классов с использованием разработанной методики, проанализировать полученные результаты по запоминанию латинских терминов до урока и после.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Методические пособия по педагогике

• Онлайн-анкеты

• Компьютер

• Программы MS Word, PowerPoint

• Распечатанные флеш-карточки и упражнения для оценки знаний

Описание

Современное состояние разработок методических пособий и готовых ассоциаций, подкреплённых теоретическими знаниями мнемотехники, автор изучал по базам данных электронных библиотек PubMed, Cyberleninka, disserCat.

Для проведения социологического онлайн-опроса была сформирована группа студентов первых курсов медицинских университетов, т. к. важно было узнать уровень их подготовленности непосредственно перед изучением латинского языка. Респонденты ответили на следующие вопросы: Сколько языков Вы знаете? Изучали ли ранее латинский, и если да, то какими способами? Сложности в изучении иностранного языка? Какое влияние оказывал преподаватель? Какие методы запоминания наиболее часто используют? Далее изучили полученные данные.
Следующим этапом была разработка флеш-карточек и упражнений на отработку теоретических знаний и самостоятельную оценку запоминания приведённых ассоциаций на основе научной литературы и практической педагогики.

При проведении урока в ресурсном центре «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» были использованы авторские флеш-карты и упражнения для закрепления материала. Две подгруппы соревновались между собой (первая учила термины по предоставленным ассоциациям, вторая подгруппа самостоятельно изучала материал).

При анализе выполненных студентами упражнений учитывалось процентное соотношение правильно расставленных терминов к анатомическим структурам. Провели онлайн-анкетирование по оценке качества и практичности авторской разработки.

Урок с учащимися медицинского 10 класса был разделён на 3 этапа. На первом этапе – информирование о правилах использования флеш-карточек, интервальность запоминания, объяснение формирования ассоциаций и примеры. На втором этапе обучающихся разделили на две подгруппы: у первой была возможность использования карточек при запоминании терминов, вторая подгруппа должна была самостоятельно выучить слова. Третий этап – оценка знаний посредством выполнения упражнения по расстановке соответствий между латинскими терминами и анатомическим рисунком.

Проведено анкетирование по оценке качества и практичности каждого урока. Студенты оценили актуальность, доступность и практичность данных методических флеш-карточек.

Результаты

1. На вопрос «Знаете ли вы о методах запоминания, ассоциаций, мнемотехники при изучении языка и пользуетесь ли ими?» 40,8% опрошенных учащихся 10 класса ответили, что не знали об этом, но применяли бы на практике. 38,2% ответили, что знают и активно пользуются данными методами.

2. Проанализированы различные методы запоминания и составлено авторское методическое пособие-разработка и игра с карточками.

3. 100% участникам понравилась разработка, которая помогла им изучить некоторые важные медицинские термины.

4. 90% студентов посчитали разработку как практичный материал, который можно использовать в дальнейшем при обучении.

5. 80% ответили, что обязательно будут использовать пособие в будущем, 20% ответили:  «Скорее всего да».

6. Только с помощью заучивания терминов через флеш-карточки и использование ассоциаций результаты первой подгруппы опередили итоги второй подгруппы, изучающей термины простым заучиванием, более чем на 60%.

Примеры авторских флеш-карточек

 

Выводы

1. Проблема в изучении языка – неправильное изучение языка через простое заучивание.

2. Результаты выполненных упражнений студентов показали, что медицинские термины можно выучить легко и быстро, пользуясь ассоциациями и данными о запоминании, которые основаны на знаниях о характеристике памяти человека.

3. Внедрение методов мнемотехники в учебный процесс позволит достичь более качественного усвоения информации за сравнительно короткий срок.

Перспективы использования результатов работы

Разработка авторского методического пособия значительно поможет студентам медицинских вузов и учащимся медицинских классов изучать и легко запоминать латинские термины.

Награды/достижения

IV Городская Сеченовская конференция проектных и исследовательских работ школьников – призёр.

Мнение автора

«Старт в медицину» помогает узнать много нового, познакомиться с интересными людьми и впервые попробовать себя на научной конференции»