Проекты*

Расширение базы микропрепаратов по зоологии в школьном кабинете биологии

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Зоология в медицине»

Направление работы: Палеонтология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1501
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Школьный набор микропрепаратов по зоологии состоит только из 10 объектов. Автор работы решил исследовать, какие таксономические группы организмов, представленные в виде фоссилий (ископаемые остатки организмов или следы их жизнедеятельности, относящиеся к прежним геологическим эпохам), можно использовать для препарирования и расширить за их счёт указанный набор.

Цель

Исследовать таксономические группы организмов, представленных в виде фоссилий, которые можно использовать для изготовления микропрепаратов при изучении раздела «Зоология».

Задачи

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Разработать доступную и удобную методику изготовления микропрепаратов.

3. Собрать коллекцию микропрепаратов, которая может использоваться учащимися в процессе изучения раздела «Зоология».

4. Апробировать собранную коллекцию.                                        

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Микроскоп световой «Юннат»

• Микроскоп Leica DM2500

• Лупа налобная бинокулярная TH-9202

Описание

На первом этапе работы проводился сбор образцов известняка, которые предположительно содержали микрофоссилии, с последующим извлечением их из собранной породы. Затем известняк растворили в уксусной кислоте, полученную смесь фильтровали в сите с мельничным газом для удаления мелкодисперсных частиц и просушили осадок. Фильтрат рассмотрели под микроскопом и определили найденные окаменелости.

На следующем этапе выбрали наиболее оптимальный способ приготовления микропрепаратов и изготовили их из полученных окаменелостей.

С помощью микроскопа Leica DM2500 сделали фотографии объектов.

На заключительном этапе проводилась апробация готовых микропрепаратов. 

Результаты

1. Использование эпоксидной смолы и глицерина неэффективно при изготовлении микропрепаратов. Наиболее оптимальным является использование клея «Poxipol».

2. В результате работы было изготовлено более 280 микропрепаратов останков организмов, принадлежащих к разным таксономическим группам: простейшие, мшанки, иглокожие, брюхоногие и двустворчатые моллюски, конодонты и низшие позвоночные.

Готовые микропрепараты

 

Среди микропрепаратов – 83 препарата простейших (фузулины и фораминиферы), 14 – фрагменты мшанок, 30 препаратов иглокожих (членики морских лилий, морские ежи), 3 – брюхоногие и двустворчатые моллюски, 52 препарата конодонтовых элементов, 98 препаратов позвоночных (костные и хрящевые рыбы, земноводные, неопределённые покровные элементы и кости позвоночных).                                           

Зуб амфибии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неопределённые покровные элементы и кости позвоночных

 

3. Изготовлены препараты мезофауны, предназначенные для изучения под увеличительным стеклом.

 

Вывод

Увеличение числа микропрепаратов для изучения школьного курса «Зоология» возможно за счёт изготовления препаратов из окаменелых остатков (фоссилий), т. к. они достаточно распространены и находятся в микроскопическом размерном классе.

Перспективы использования результатов работы

Изготовленные микропрепараты можно использовать обучающимися на практических работах по биологии при изучении раздела «Зоология».

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Награды/достижения

1. Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» – призёр.

2. Московский городской конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество» – призёр.

3. Конкурс социально значимых проектов «Экофорум» – лауреат.

Мнение автора

«Дистанционный формат представления работ на конференции «Старт в медицину» в этом году оказался достаточно удобным и оптимальным»