Проекты*

Исследование проблемы плоскостопия у школьников

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена» среди индивидуальных работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Медицина
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2098 имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора
Предметы: Биология, Экология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Самыми распространёнными нарушениями опорно-двигательной системы являются разные виды нарушения осанки и плоскостопие, которые формируются уже в детском возрасте и поэтому требуют ранней диагностики и профилактики. Плоскостопие − это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций. Своевременная диагностика и профилактика нарушений опорно-двигательной системы способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата.

Цели

1) Изучить виды нарушений опорно-двигательной системы, в частности – плоскостопие.

2) Исследовать проблему данного нарушения у обучающихся старших классов.

Задачи

1) Обобщить литературные сведения о нарушениях опорно-двигательной системы.

2) Провести практическую работу по выявлению плоскостопия у обучающихся.

3) Изучить зависимость развития нарушений от внешних факторов среды и образа жизни.

4) Предложить методы лечения и коррекции нарушений.

5) Разработать рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике плоскостопия.

Результаты работы

В качестве объектов исследования автор выбрал учащихся 10 и 11 классов своей школы (60 человек, из них 30 – девушки, 30 − юноши). Для диагностики продольного плоскостопия, которое встречается у школьников чаще всего, автор предложил старшеклассникам провести самостоятельно дома практическую работу и предоставить полученный результат.

Из 60 обработанных данных автор выяснил, что плоскостопие в той или иной степени наблюдается у 32 обучающихся, причём у девушек оно встречается чаще: в 18 случаях из 32. Автор отмечает, что полученные результаты нельзя считать окончательным диагнозом, однако некоторые обучающиеся задумались над полученными результатами и решили обратиться к специалистам для медицинского обследования.

Следующая часть исследования состояла в том, что автор провёл опрос о том, знают ли обучающиеся о причинах возникновения данного нарушения. Все опрашиваемые первой причиной возникновения плоскостопия назвали неправильно подобранную обувь, но в ходе беседы оказалось, что мало кто готов отказаться от кроссовок, кед, балеток или, наоборот, туфель на высоких каблуках.

На второе место в списке причин, приводящих к плоскостопию, ребята поставили наследственную предрасположенность. Лишь некоторые учащиеся назвали как причину высокую или малую физическую нагрузку, а также избыточный вес тела.

Плоскостопие в юношеском возрасте ещё возможно скорректировать, поэтому автор предложил учащимся, принявшим участие в исследовании, возможные методы коррекции, которые не требуют особых усилий и затрат времени, но позволят сохранить здоровье