Влияние дистанционного обучения на здоровье учителей, школьников и студентов
Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология» |
Направление работы: Гигиена труда
Авторы работы: Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий»
Email: Написать
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года
|
Актуальность
В связи с пандемией COVID-19 в 2020 году большая часть учебных заведений перешла в онлайн-формат, и в сфере образования получило развитие новое явление – дистанционное обучение, в котором первостепенную роль играют информационно-коммуникационные технологии, в первую очередь – компьютеры, которые, как известно, зачастую отрицательно влияют на здоровье человека.
Однако вместе с негативными факторами, которые возникают при долгой работе с компьютером, при дистанционном обучении появляются ещё повышенная умственная деятельность и трудность работы в таком формате, усиливающие вредное воздействие на организм человека.
Цель
Изучить влияние дистанционного обучения на здоровье школьников, учителей и студентов и создать комплекс рекомендаций для профилактики заболеваний, возникающих на его фоне.
Задачи
1. Провести обзор научной литературы с целью установить, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть при длительной работе на компьютере.
2. Провести социологический опрос для определения, насколько эти проблемы актуальны, а также выявить новые, непосредственно связанные с дистанционным обучением.
3. На основе полученных данных и различных источников составить комплекс рекомендаций.
Описание
В ходе анализа научной литературы были выделены следующие проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть из-за длительной работы на компьютере: синдром сухости глаз, спазм аккомодации, сколиоз, остеохондроз и радикулит, судороги, отёк, онемение ног, ухудшение кровообращения и др.
Группе учителей, школьников и студентов был предложен социологический опрос, касающийся их состояния здоровья во время дистанционного обучения и соблюдения ими гигиенических норм при работе за компьютером. Вопросы были составлены на основе перечня возможных проблем со здоровьем, выявленных при дистанционной работе.
В социологическом опросе приняли участие 183 респондента: 8 школьников 1–4 классов (примерно 4% от общего числа респондентов), 22 школьника 5–6 классов (12%), 85 школьников 7–11 классов (около 47%), 38 студентов (21%) и 30 учителей.
Результаты
1. У 94% опрошенных появилось чувство апатии, лень, причём для 38% они стали характерными на постоянной основе; сонливость, недомогание, головные боли возникли у 49%.
2. Гимнастику для глаз делают лишь 35%, ссылаясь на маленькие перерывы между занятиями, а ведь она является важным элементом профилактики проблем со зрением. Помимо этого, 45% опрошенных делают небольшие перерывы между учёбой раз в 1,5 часа, что гораздо реже нормы.
Как следствие, у 43% за период дистанционного обучения наблюдалось ухудшение зрения.
3. У 68% наблюдается боль в глазах, а специальными каплями для профилактики синдрома сухого глаза пользуются только 19%.
4. Небольшую физическую разминку в перерывах делают регулярно лишь 16% опрошенных, а остальные 84% выполняют её лишь иногда или не делают вовсе. Как следствие, у 74% наблюдаются боли в спине и суставах, а для 43% они стали характерными на постоянной основе.
5. У 42% наблюдаются боли в кистях рук.
Вопрос |
Варианты ответа |
Школьники (%) |
Студенты (%) |
Учителя (%) |
|
1–6 классы |
7–11 классы |
||||
Ощутили ли вы снижение зрения за период дистанционного обучения? |
Да |
23,3 |
49,4 |
28,9 |
63,3 |
Нет, не сильно |
76,7 |
50,6 |
71,1 |
36,7 |
|
Чувствуете ли вы боль в спине и суставах? |
Да, периодически |
23,3 |
42,4 |
42,1 |
66,7 |
Да, иногда |
20 |
37,6 |
34,2 |
20 |
|
Нет |
56,7 |
20 |
23,7 |
13,3 |
|
Есть ли у вас боль в области кисти руки? |
Да, периодически |
16,7 |
9,4 |
21,1 |
33,3 |
Да, иногда |
13,3 |
32,9 |
18,4 |
23,3 |
|
Нет |
70 |
57,7 |
60,5 |
43,4 |
|
Есть ли у вас резь, боль в глазах? |
Да, периодически |
23,3 |
23,5 |
26,3 |
46,7 |
Да, иногда |
16,7 |
47,1 |
47,4 |
40 |
|
Нет |
60 |
29,4 |
26,3 |
13,3 |
|
Есть ли сонливость, недомогание, головная боль? |
Да, периодически |
33,3 |
51,8 |
47,4 |
56,7 |
Да, иногда |
33,3 |
37,6 |
44,7 |
43,3 |
|
Нет |
33,3 |
10,6 |
7,9 |
0 |
6. У многих респондентов наблюдались проблемы с давлением, нарушение циркадного ритма, а также повышенная нервозность, депрессия, стресс. Они связаны как с общим подавленным состоянием организма, так и с неудобством работы в режиме онлайн. Также у некоторых проявились приступы аритмии, учащение пульса, тахикардия, возникли симптомы ВСД, участилось головокружение, обострились хронические заболевания, бронхиальная астма.
7. По итогам полученных результатов составлен комплекс рекомендаций для профилактики основных заболеваний, возникающих на фоне дистанционного обучения.
Выводы
1. При длительной работе за компьютером могут возникать самые разные проблемы со здоровьем, в первую очередь с органами зрения, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и нервной системами.
2. У многих проявились проблемы со здоровьем, обусловленные общей слабостью организма и нарушением работы ряда систем.
3. Соблюдение комплекса предложенных рекомендаций необходимо для профилактики возможных заболеваний.
Перспективы использования результатов работы
Комплекс рекомендаций может использоваться учащимися при дистанционном обучении, а результаты социологического опроса – для дальнейших разработок методических норм по организации обучения в онлайн-формате.
Награды/достижения
V Международная научно-практическая конференция «Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы» – диплом I степени в номинации «Медицинские науки», статья «Влияние дистанционного обучения на здоровье учителей, школьников и студентов»