Другая сторона радуги или применение оптической спектроскопии в исследовании состава вещества
Исследование химического состава простых и сложных веществ по их спектрам. Определить состав светящегося тела на расстоянии. |
Направление работы: Оптика
Авторы работы: ГБОУ Школа №2030
Предметы: Физика
Классы: 8 класс
Мероприятия: Городская конференция «Курчатовский проект: от знаний – к практике» 22 апреля 2015 года
|
Шудрик Наталия Александровна
Описание
Основы спектрального анализа выходят за пределы школьной программы 8 класса. Явления дисперсии, дифракции, виды спектров и спектральный состав излучения атомов изучают только в 11 классе и редко подкрепляют серьёзной практикой. Однако разложить белый свет в спектр и собрать его снова, описать цвет света с помощью физических величин, провести качественный спектральный анализ и использовать его для решения понятной ученикам средней школы проблемы – задачи вполне посильные и очень интересные для ребят этой возрастной категории. Подготовка группы квалифицированных экспертов – спектроскопистов позволит помочь ученикам 11 классов ускорить прохождение практикума по оптике. Участники проекта могут выступить в роли лаборанта или тьютора.
Цель
Исследование химического состава простых и сложных веществ по их спектрам. Определить состав светящегося тела на расстоянии.
Задачи
Предметные: доказательство составной структуры белого света, доказательство волновой природы света, знакомство с лабораторией спектроскопии, и её модернизация, использование лаборатории в исследованиях света, различных источников света и вещества, знакомство со спектрофотометром, исследование с его помощью состава сложных органических веществ.
Межпредметные: математический анализ данных, сравнение, знакомство с методами автоматической обработки данных, качественный химический анализ, определение простых и сложных химических веществ по их спектрам, сбор информации об истории спектроскопии.
Личностные: развитие активности и инициативности в условиях командной работы, выявление лидерских качеств, развитие аналитического мышления, творческого подхода и умения нестандартно мыслить, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, способствование самоопределению учащегося, сознательное и активное приобретения учащимся нового опыта, работа в команде.
Методика работы над проектом, деятельность учащихся и необходимое оборудование.
№ занятия |
Тема занятия |
Оборудование |
Деятельность учащихся |
---|---|---|---|
1-2 |
Как появляется радуга. Состав белого света и способы разложить его в спектр. |
Стеклянная призма, дифракционные решётки, фонарь, экран белый, экран со щелью. Бумага, краски, ножницы, булавки, вода. |
Изучение истории открытия состава белого света с помощью простых опытов. Работа с текстом. Презентации: «Роджер Бэкон», «Декарт», «Ньютон и природа радуги». |
3-4 |
Волны и их характеристики. |
Лаборатория «Спектроскопия», ноутбук, газовые трубки, лампа дневного света, лампа накаливания, лазер. Волновая машина. Дифракционная решётка, набор для наблюдения интерференции света. |
Доказательство волновой природы света путём экспериментального сравнения свойств световых и механических волн. Измерение длины волны излучения. Презентации: «Доказательства волновой природы света», «Волны и их характеристики», «Свойства волн». |
5-6 |
Наблюдение спектров с помощью спектроскопа. |
Лаборатория «Спектроскопия», ноутбук, газовые трубки, лампа дневного света, лампа накаливания, цветные карандаши. |
Знакомство с устройством спектроскопа, наблюдение, зарисовка и сравнение спектров. |
7-8 |
Виды спектров. |
Лаборатория «Спектроскопия», ноутбук, газовые трубки, лампа дневного света, лампа накаливания. |
Наблюдение сплошных и линейчатых спектров. Связь между видом спектра и агрегатным состоянием вещества. |
9-10 |
Энергия излучения. |
Датчик освещённости цифровой лаборатории, ноутбук, фотоэлемент, мультиметр, стеклянная призма, дифракционные решётки, фонарь, экран белый, экран с щелью, линейки. |
Оценка энергии излучения по действию на фотоэлемент. Построение спектральной кривой. |
11-12 |
Сравнение спектров различных источников света. |
Лампа накаливания, лампа дневного света, светодиод, свеча, дифракционные решётки, фонарь, экран белый, экран со щелью, датчик освещённости Цифровой лаборатории, ноутбук. |
Определение максимума энергии излучения в сплошном спектре. Сравнение спектров лампы накаливания, лампы дневного света, светодиода, свечи. |
13-14 |
Возникновение излучения. Виды излучения. |
Лампа накаливания, лампа дневного света, светодиод, свеча, таблица ЭМ излучений. |
Определение причин отличия спектров излучения разных источников. |
15-16 |
Основы спектрального анализа. |
Таблица спектров элементов и индивидуальных соединений. Набор спектральных трубок. Лаборатория «Спектроскопия». |
Знакомство с основными принципами спектрального анализа. Изучение истории использования спектрального анализа. Знакомство со спектральными таблицами и атласами. Изучение методов обработки данных. Презентации «История спектрального анализа», «Применение спектрального анализа». |
17-18 |
Таблица химических элементов и излучение атомов. |
Таблица спектров элементов и индивидуальных соединений. Набор спектральных трубок. Лаборатория «Спектроскопия». |
Изучение таблицы характерных для каждого элемента излучаемых и поглощаемых длин волн. Создание атласа фотографий спектров простых веществ. Идентификация простых веществ по спектру их излучения. |
19-20 |
Применение спектрального анализа для определения содержимого лампы дневного света. |
Лаборатория «Спектроскопия», ноутбук, газовые трубки, лампа дневного света, лампа накаливания. |
Определение состава вещества, содержащегося в лампах дневного света. |
21-22 |
Поглощение излучения веществом. Спектр поглощения. |
Лаборатория «Спектроскопия», ноутбук, газовые трубки, лампа дневного света, прозрачная кювета, вода, краска, марганцовка, пробирки с водородом, углекислым газом, парами иода. |
Наблюдение спектра поглощения, сравнение спектров излучения и поглощения одного вещества. |
23-24 |
Знакомство с работой спектрофотометра. |
Спектрофотометр, образцы. |
Определение концентрации сложного вещества в растворе. |
25-26 |
Сбор биологических образцов для спектрального анализа. |
Контейнеры для образцов. |
Сбор образцов и социологический опрос для проверки гипотезы об изменении состава ногтей и волос у курильщиков. |
27-28 |
Применение спектрального анализа для определения состава сложного вещества. |
Спектрофотометр, образцы. |
Исследование состава биологических образцов. |
29-32 |
Оформление проекта. |
Ноутбук. |
Работа с презентациями, оформление результатов исследований, написание текста доклада, распределение ролей, репетиция доклада. |
33-34 |
Защита проекта. |
Проектор, экран, ноутбук. |
Выступление и демонстрации фотографий и экспериментов перед учащимися 11 классов и учителями. Ответы на вопросы. Обсуждение результатов работы. |
Результаты эксперимента
Произведена идентификация ошибочно маркированного вещества как Kr.
Создан самодельный спектрометр.
Фото с презентации проекта