Проекты*

Анализ остроты зрения учащихся

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Биофизика»

Направление работы: Оптика, Анатомия
Авторы работы: Школа № 1905
Предметы: Физика, Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Работа с современными информационными технологиями включает в себя использование различных устройств, которые требуют нагрузки на глаза. Это ухудшает остроту зрения человека и снижает чёткость видения предметов. Если не контролировать этот процесс и не убирать лишние нагрузки на глаза, то это может привести к серьёзным проблемам со зрением. Все чаще можно увидеть школьников, использующих очки или контактные линзы. Лишняя нагрузка на глаза, которая может вызываться, например, плохим освещением в помещении, маленьким расстоянием между глазами и рассматриваемым объектом или неправильной посадкой ученика, влияет на остроту зрения. Поэтому важно обращать внимание на зрение детей в возрасте, когда они активно растут, и избегать повышенной нагрузки на глаза. Так как большую часть времени дети проводят в школе, то необходимо отслеживать динамику увеличения учеников с нарушением остроты зрения и предпринимать меры по уменьшению факторов, способствующих прогрессированию или появлению заболеваний, вызывающих снижение остроты зрения.

Цель
Проанализировать остроту зрения обучающихся школы № 1905 и при необходимости предложить способы сохранения остроты зрения.

Задачи

1. Изучить строение и механизм работы глаза.

2. Рассмотреть заболевания глаз, познакомиться с понятием «острота зрения» и выявить патологии, нарушающие остроту зрения.

3. Проверить гипотезу о том, что количество учеников с нарушенным зрением зависит от количества лет обучения в школе.

4. Создать анкету для социального опроса, провести опрос среди учащихся школы
№ 1905 и проанализировать полученные данные.

5. Сделать выводы и, при необходимости, дать предложения по улучшению условий обучения в школе.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Модель глаза человека

• Анкетные листы

Описание

Работа состояла из 4-х основных этапов.

Вначале автор познакомился со строением зрительного анализатора, его работой; изучил патологии органа зрения.

Затем был разработан опросный лист и проведено анкетирование учащихся с 1 по 11 классы. В опросе приняли участие 970 учеников школы (примерно 75%). Для составления вопросов и проведения анкетирования использовалось приложение «Google формы», так как электронный опрос является самой удобной формой для этого. Для обработки полученных данных использовали программу Microsoft Excel. На заключительном этапе были проанализированы таблицы и графики и подведены итоги исследования.

Результаты
1. При опросе больше половины учащихся (500 чел.) указали, что у них 100%-е зрение; 345 человек отметили, что имеют такое заболевание, как миопия, а 125 – другие заболевания зрительного анализатора.

Количество учеников в классах и количество учеников, прошедших опрос

2. Количество учащихся со 100%-м зрением уменьшилось почти в 2 раза за всё время обучения в школе, а количество учеников с миопией выросло более чем в 3 раза.
3. Разработаны рекомендации по снижению нагрузки на глаза школьников.  

Выводы

1. Выявлена зависимость между увеличением количества лет обучения в школе и ростом количества учеников, у которых появляется миопия.

2. Для положительного влияния на остроту зрения учеников в школе следует выполнять определённые рекомендации.

Перспективы использования результатов работы

Подобные исследования можно проводить в других школах для диагностики остроты зрения учащихся. Предложенные методы решения проблемы применимы на практике в школе. Также данную работу можно использовать в качестве учебного пособия для изучения строения зрительного анализатора и знакомства с некоторыми патологиями глаза. 

Мнение автора

«Проект «Медицинский класс в московской школе» даёт возможность попробовать свои силы и получить ценный опыт, что важно для будущих специалистов. Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» помогает ученикам и учителям получать новые и полезные знания, навыки»