Проекты*

Проект У или Мир глазами ребёнка

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология» среди индивидуальных работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ "Курчатовская школа"
Предметы: Биология, Технология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Актуальность

Ребёнок познаёт мир в процессе взросления. Новорождённый едва распознает маму, к трём годам появляются навыки к определению формы предметов. К дошкольному возрасту (5−6 лет) ребёнок может проанализировать ситуацию, сориентироваться в пространстве и выполнить элементарные логические задачи. Безусловно, все умения ребёнка определяются должным вниманием родителя к их получению. Если новорождённый на основе безусловного рефлекса поднимает голову и старается держать шею, то читать, считать и писать ребёнка могут научить только взрослые.

К 6 годам ребёнок начинает более или менее самостоятельно следить за своей гигиеной: знает, что с утра нужно чистить зубы, расчёсывать волосы, перед едой − мыть руки. Многие эти действия не понятны ребёнку, но он вынужден их выполнять, т. к. родители настаивают и заставляют это делать.

Многие родители очень ответственно подходят к вопросу обучения ребёнка: покупают карточки с картинками и заданиями, прописи и кубики с цифрами, но часто забывают рассказывать ребёнку о нём самом, о взаимосвязи окружающей среды с его организмом.

 Цель

Разработать познавательные игры (брошюры, пазлы, кубики, книжки, раскраски), разъясняющие взаимосвязь между личной гигиеной, заботой о здоровье и внутреннем функционировании организма.

Задачи

Изучить особенности психологического и интеллектуального развития 6-летнего ребёнка.

Составить вопросник по теме.

Определить начальные знания ребёнка по вопроснику.

Смоделировать кубики/ карточки для игры.

Провести игру с ребёнком.

Содержание работы

После теоретического изучения возрастных особенностей детей и вопросов гигиены составлен опросник с использованием тех тем, которые чаще затрагиваются в семье. Вопросы разделены на группы: каждая группа соответствует одной системе органов. К каждому вопросу сформулировано краткое объяснение.

По составленному плану в течение нескольких дней проходило общение с сестрой автора работы. В один день проходил разговор на одну тему, соответствующую делению на группы. Ребёнок отвечал на вопросы в привычной для него обстановке (дома) и не был скован. Результаты и анализ наблюдения приведены в виде дневника.

В результате анализа ответов был сделан вывод, что нужно провести некую игру, которая поможет систематизировать и улучшить знания ребёнка. Для того чтобы провести игру, нужно выбрать метод обучения и вид игры. После детального изучения разных методов и видов выбор был остановлен на интеллектуальной игре – собирание паззла из кубиков с картинками.

Спустя месяц после первой беседы была проведена вторая. Она отличалась тем, что была более интерактивной, чем предыдущая. Ребёнок с интересом собирал кубики-паззлы, довольно быстро отвечал на задаваемые вопросы. Ответы и их анализ представлены в сравнительной таблице. Также в приложении представлены фотографии беседы.

        

Выводы

1) Выбранные методы обучения помогли сестре в закреплении/повторении полученных знаний.

2) Практическая часть не вызвала затруднений в реализации.

3) Ребёнок теперь может верно объяснять причины и следствия процессов, протекающих в организме.

4) Все задачи проекта, поставленные мной в начале работы, выполнены.

5) Цель проекта достигнута