Проекты*

Использование приёмов мнемотехники с целью улучшения памяти человека (на примере разных возрастных групп)

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология» среди индивидуальных работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1541
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Актуальность

В настоящее время человек всё меньше и меньше нуждается в том, чтобы помнить большое количество информации. Постепенно мы заменили нашу внутреннюю (естественную) память системой внешних носителей. Вся культура держится на них. Джошуа Фоэр в своей книге «Эйнштейн гуляет по Луне» пишет, что вся система внешних носителей информации − это своеобразная защита от нашей бренности. И с этим сложно не согласиться. С возникновением таких носителей внутренняя память значительно обесценилась, теперь информация передаётся сквозь годы только с их помощью. Но только ли прогресс виновен в происходящем?

Проблемы с памятью (особенно у пожилых людей), конечно, не являются лишь плачевным результатом предпочтения внешних носителей информации. Не стоит забывать о заболеваниях, связанных с ухудшением памяти, таких, как деменция и болезнь Альцгеймера, которые становятся все более и более распространёнными. По статистике, около 47% людей возрастной группы 85 лет и старше в мире страдают этим недугом. Болезнь Альцгеймера занимает четвёртое место по причинам смертности, а по признакам экономического ущерба обществу — третье. Хотя врачи и не выяснили точных причин возникновения деменции и болезни Альцгеймера, одно ясно наверняка — необходимо постоянно развивать свою память и напрягать ресурсы мозга. Многие люди недостаточно осведомлены о методах работы с памятью.

Цель

Найти подходящие методы развития памяти и доказать, что плохая память — это не приговор.

Задача

Показать школьникам, что учиться и запоминать информацию можно легко и с удовольствием. В этом ученикам могут помочь методы мнемотехники.

Содержание работы

Проведён опрос среди учащихся 5–11 классов и взрослых людей от 35 до 55 лет, по результатам которого становится ясно, насколько актуальна в наше время проблема памяти. Опрошено 25 человек из каждой возрастной группы школьников и ещё 15 взрослых людей. Уже среди 16–17 подростков был выявлен только один человек, который обладает отличной памятью, а среди взрослых таких людей не нашлось вовсе.

Добровольцы разных возрастов поучаствовали в эксперименте, проверяющем качество долговременной памяти. 10 учеников разных классов ответили на несколько простых вопросов по содержанию произведений школьной программы, прочитанных 2 года назад. Пяти взрослым людям также было предложено ответить на пару вопросов по произведениям, прочитанным ими ещё в школе.

В среднем, ученики более младшего возраста ответили верно на 7 вопросов, постарше − на 4−5, а взрослые люди − только на 3−4 вопроса. Был сделан вывод, что долговременная память человека по мере взросления ослабевает и нуждается в постоянной тренировке.

По результатам работы была разработана памятка для школьников по приёмам работы с текстом.

Выводы

По итогам исследования было выявлено, насколько простым может быть процесс запоминания информации. Учащимся и взрослым людям были продемонстрированы различные техники, помогающие запоминать и не забывать выученное. Учащиеся ГБОУ Школа № 1541 и взрослые люди, которые являлись добровольцами, участвующими во всех опросах и экспериментах, подтвердили действенность техник мнемоники и почерпнули для себя много нового, что, безусловно, может помочь им в дальнейшем