Проекты*

Профилактика снижения зрения у подростков в современном digital мире

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Гигиена, Офтальмология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 827
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

До 90% информации люди получают через зрение. В современном digital-мире данный канал восприятия становится максимально важным и нагрузка на зрительный аппарат существенно возрастает. Подростки уже не мыслят свою жизнь без гаджетов. Увлекаясь контентом в социальных сетях, они не следят за правильным положением тела и расстоянием от экрана до глаз, за уровнем освещённости и длительностью пользования гаджетом. Поэтому такое заболевание, как близорукость стало чаще проявляться в подростковом возрасте, что приводит не только к снижению качества жизни, но и является серьёзной проблемой, приводящей к ограничениям в трудоспособности и даже инвалидности.

Цель

Разработать оригинальную методику сохранения зрения через формирование устойчивой привычки в школьном возрасте.

Задачи

1. Изучить литературные источники по теме исследования.

2. Провести опрос среди учеников школы с целью выявления поведенческих привычек, влияющих на состояние зрения, и проанализировать результаты.

3. Сделать выводы о степени важности для подростка качества его зрения и выявить общие факторы, ведущие к снижению зрения.

4. Создать методику формирования устойчивых привычек, способствующих сохранению зрения у подростков с помощью цифровых технологий.

5. Создать информационный буклет для обучающихся с целью профилактики нарушения зрения.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

• Персональный компьютер

• Программа для создания информационных буклетов

Описание работы

В начале исследования был проведён литературный обзор по теме «Строение органа зрения, нарушения работы органа зрения».
Далее была составлена анкета и проведён опрос среди 56 обучающихся 8–11 классов ГБОУ Школа № 827. Вопросы анкеты касались установления факта нарушения зрения у респондентов, времени работы за компьютером, гигиены зрения.

После подведения итогов статистического исследования автор разработал методику сохранения зрения и создал информационный буклет.

Разработанная методика была предложена обучающимся, затем проведён повторный опрос.

Результаты

1. Результаты исследования показали, что большинство респондентов (52%) имеют проблемы со зрением, 78% держат смартфон на расстоянии 20–25 см от глаз, остальные – на расстоянии 30 и более см, 63% опрошенных проводят за компьютером более 4 часов в день, и лишь 5% делают зарядку для глаз.

 

2. Создана методика сохранения зрения с помощью формирования устойчивой привычки, включающая в себя соблюдение правил работы за компьютером и выполнение комплекса упражнений для глаз.

3. Создан информационный буклет для обучающихся с целью профилактики нарушения зрения.

4. Подростки ответили, что выполнять указанные рекомендации несложно. При этом все отметили, что симптомы усталости глаз снизились, 20% респондентов наблюдали улучшение остроты зрения.

Выводы

1. Результаты исследования показали, что нарушение зрения у школьников зависит от наследственных факторов, гиподинамии, несбалансированного питания, неправильного зрительного стереотипа (посадка, освещение, чтение лёжа), чрезмерных зрительных нагрузок (компьютер, телевизор, телефон).

2. Для сохранения зрения недостаточно быть проинформированным о проблеме и последствиях, требуется применение комплексной работы, направленной на формирование устойчивой привычки, соблюдение правил поведения.

3. Разработанная методика доказала, что систематическое соблюдение рекомендаций позволит снять проявление усталости глаз и спазм аккомодации, укрепить мышцы глазного дна. Это поможет улучшить зрение или устранить первые признаки проявления близорукости. Более длительное применение техники в качестве привычки даст существенный эффект в закреплении положительного результата.

Перспективы использования результатов работы

Внедрение разработанной методики в школы позволит сформировать культуру охраны зрения у подростков.