Проекты*

Создание обучающей модели для слабовидящих и незрячих, помогающей в изучении шрифта Брайля и алфавита

Работа призёров открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Биотехнология и биоинженерия»

Направление работы: Реабилитационные технологии
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1770
Предметы: Биология, Информатика
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

В настоящее время во всём мире наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Если в первом классе число детей с нарушениями зрения составляет в среднем 10%, то в четвёртом классе это число увеличивается уже более чем в два раза. Очень важно обучить незрячего ребёнка чтению и письму по азбуке Брайля, т. к. это альтернативный путь к освоению грамоты, без которого он не сможет овладеть письменной речью. 

Цель

Создать обучающую модель для слабовидящих и незрячих, помогающую в изучении шрифта Брайля и алфавита.

Задачи

1. Исследовать проблему обучения слабовидящих детей алфавиту и проанализировать существующие решения.

2. Продумать решение проблемы и необходимый функционал устройства.

3. Спроектировать и создать обучающую модель.

Оснащение и оборудование, использованное в работе
• Интегрированная среда разработки Arduino IDE
• Программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики Blender
• Текстовый редактор Word
• Программа подготовки презентации Power Point
• Программа для 3D-моделирования Fusion 360

Описание

Авторы провели исследование проблемы обучения слабовидящих детей шрифту Брайля и проанализировали существующие устройства. В результате было принято решение о разработке электронного устройства с необходимыми функциями.

Работа выполнялась в несколько этапов:

- продумывание необходимого функционала устройства;

- создание прототипа проекта;

- проектирование и создание модели, написание программы и проверка устройства на работоспособность;

- подведение промежуточных итогов на основе сделанной работы;

- усовершенствование модели, участие в акселераторе;

- обсуждение созданной модели с экспертами, слабовидящими и слепыми людьми;

- создание второго прототипа устройства;

- усовершенствование модели и её функционала;

- начало создания третьего прототипа.

Разработана методика обучения и электронное устройство, которое можно разделить на 3 части, первая – это навигация по меню и демонстрация символа, вторая – это ячейка шрифта Брайля для реального отображения, третья – часть с кнопками, имитирующими шеститочие для проверки полученных знаний. На основе этого можно составить множество возможных игровых и обучающих режимов, в том числе реализовать индивидуальный подход. До полной реализации проекта также были проведены анализ существующих устройств по обучению слабовидящих детей и проектирование и создание модели, написание программы и проверка устройства на работоспособность.

Результаты

Разработаны методика обучения шрифту Брайля и электронное устройство, которое состоит из трёх частей:
1 – навигация по меню и демонстрация символа,
2 – ячейка шрифта Брайля для реального отображения,

3 – кнопки, имитирующие шеститочие, для проверки полученных знаний.

Вывод
На основе разработанной модели можно составить различные варианты игровых и обучающих режимов, реализовать индивидуальный подход.

Перспективы использования результатов работы

Разработанную модель могут использовать организации, работающие в сфере реабилитационной индустрии, а также сами слабовидящие и незрячие люди, преимущественно дети.

Сотрудничество с вузом при создании работы

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ)

Награды/достижения

1. Хакатон «Технологии возможностей» – призёр.

2. Всероссийская программа развития предпринимательства среди молодёжи «Преактум» – финалист.

3. Конкурс проектов ЦМИТ «Инномейк» – призёр.

4. Всероссийский конкурс проектов кружкового движения «Реактор» – победитель.

Мнение автора

«Мы рады, что существуют такие проекты, как «Медицинский класс в московской школе». Благодаря им школьники получают больше опыта, решают социально значимые проблемы. А благодаря конференции «Старт в медицину» мы смогли придумать решение проблемы незрячих людей»