Гендерные различия в моделях образа жизни современных старшеклассников
Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена» |
Направление работы: Здоровый образ жизни
Авторы работы: ГБОУ Школа № 536
Email: Написать
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года
|
Актуальность
Актуальность изучения образа жизни старшеклассников в современных условиях связана, прежде всего, с изменением условий жизнедеятельности подрастающего поколения. Следует подчеркнуть, что здоровье необходимо беречь смолоду, поскольку, во-первых, большая часть детей, в основном, здоровы, а у некоторых имеются начальные признаки заболеваний, которые можно вылечить; во-вторых, подростковый возраст имеет ряд анатомо-физиологических и психофизических особенностей, отличается несовершенством работы многих систем, органов и повышенной чувствительностью к неблагоприятным факторам среды. Именно поэтому с детства необходимо прививать ребёнку привычку вести здоровый образ жизни и укреплять своё здоровье.
Цель
Провести сравнительный анализ моделей образа жизни современных старшеклассников.
Задачи
1. Изучить особенности, характерные для старшего подросткового возраста, с помощью литературных источников.
2. Подобрать диагностические методы для изучения образа жизни школьников.
3. Провести сравнительный анализ по гендерному фактору моделей образа жизни старшеклассников.
Описание работы
В начала исследования был проведён анализ литературы, определено понятие «здоровый образ жизни», выявлены возрастные особенности старшеклассников. Для диагностики изучения здорового образа жизни старшеклассников были подобраны несколько анкет:
- «Образ жизни» – изучение отношения к собственному здоровью;
- «Эмоциональное благополучие» – уровень эмоционального благополучия;
- «Стрессоустойчивость» – опpеделение способности справляться со стрессом;
- «Пристрастие к табаку» – определение отношения к курению;
- «Физическая форма» – определение наличия гиподинамии.
Анкеты содержали вопросы с вариантами ответов. За каждый вариант ответа проставлялось соответствующее количество баллов. Затем подсчитывалась общая сумма баллов и определялся соответствующий уровень: высокий, средний, низкий.
В исследовании приняли участие обучающиеся 10-х классов в количестве 50 человек, которые определили две гендерные группы.
Результаты
Выраженность образа жизни старшеклассников
В группе девушек 10-х классов для 44% выявлен высокий уровень по шкале «Образ жизни», у 56% – средний уровень. В группе юношей 10-х классов для 4% выявлен высокий уровень по шкале «Образ жизни», у 96% – средний уровень. Это может свидетельствовать о формировании ценностного отношения к собственному здоровью и развитии мотивации к здоровому образу жизни.
Отмечено различие в величине среднего бала: для девушек он составил 75,9% от максимально возможного, а для юношей – 67%. Возможно, это связано с развитием самосознания у девушек 10-х классов и может свидетельствовать об изменении отношения учащихся к самим себе. Отношение человека к собственной личности, к самому себе обусловливает отношение к другим людям и к деятельности. Старшеклассники становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Выраженность низкой стрессоустойчивости у старшеклассников
По шкале «Неумение реагировать на стресс» (анкета «Стрессоустойчивость») в группе девушек для 20% характерен низкий уровень, а в группе юношей – для 24%, что свидетельствует о том, что этим учащимся трудно бороться с жизненными невзгодами, об их неумении вести себя во время стресса, предрасположенности к повышенной тревожности. Однако в группах девушек и юношей выявлен высокий уровень у 8% и 4% старшеклассников соответственно. Это может свидетельствовать об умении учащихся владеть собой.
Выраженность эмоционального благополучия у старшеклассников
По шкале «Неумение справляться со стрессом» (анкета «Эмоциональное благополучие») в группе девушек низкий уровень характерен для 60%, а в группе юношей – для 68%, что свидетельствует о том, что эти учащиеся не достигли эмоционального благополучия и недостаточно радуются своей жизни. Выявлено, что в группе девушек средний уровень эмоционального благополучия характерен для 40%, а в группе юношей – для 32%, что может быть связано с недооцениванием себя как личности и недовольством собой. Отмечено незначительное различие в величине среднего балла: для девушек он составил 61,4% от максимально возможного, а для юношей – 62,8%. Это может свидетельствовать о более сформированном умении юношей снимать психологическое напряжение, понимать состояние сверстников, умении общаться.
Выраженность гиподинамии у старшеклассников
По шкале «Гиподинамия» в группе девушек для 12% характерен низкий уровень, а в группе юношей – для 24%, что свидетельствует о плохой физической форме. Однако в группах как девушек, так и юношей 10-х классов выявлен высокий уровень у 36% подростков. Это может свидетельствовать о хорошей физической форме. Отмечено различие в величине среднего балла: для девушек он составил 56,8% от максимально возможного, а для юношей – 52%. Возможно, это связано с тем, что девушки уделяют больше внимания физической форме, своему внешнему виду для самоутверждения в среде сверстников.
Выраженность отрицания курения у старшеклассников
По шкале «Отношение к курению» в группе девушек 10-х классов для 48% характерен низкий уровень, а в группе юношей – для 84%, что может указывать на то, что учащиеся имеют опыт курения. Однако в группах девушек и юношей 10-х классов выявлен высокий уровень 24% и 12% соответственно. Это может свидетельствовать об отсутствии опыта курения. Отмечено различие в величине среднего балла: для девушек он составил 55,1% от максимально возможного, а для юношей – 26,5%. Это может быть связано с тем, что у девушек сложился в целом отрицательный образ курения. Основные элементы этого образа: курение воспринимается как бесполезная и даже опасная привычка, которая влияет на здоровье и внешний вид человека. Однако для юношей 10-х классов на отношение к вреду курения для здоровья влияет собственный опыт курения – более или менее регулярные курильщики в меньшей степени осознают этот вред.
Выводы
1. Для старшеклассников характерно формирование ценностного отношения к собственному здоровью, что связано с изменением отношения старшеклассников к собственной личности и развитием самосознания.
2. Юноши-старшеклассники умеют снимать психологическое напряжение, понимают состояние сверстников и умеют общаться.
3. У девушек-старшеклассниц сложился отрицательный образ курения, а для юношей на отношение к вреду курения для здоровья влияет собственный опыт курения.
Перспективы использования результатов работы
Предложенные диагностические методы могут быть использованы классными руководителями в общеобразовательных школах, а материалы работы помогут в формировании мотивации к здоровому образу жизни.
Мнение автора
«Мне понравилась роль исследователя при выполнении работы. Меня интересует тема оздоровления организма человека с помощью формирования собственного образа жизни. Для повышения мотивации к укреплению здоровья необходимо оценивать образ жизни, который ведёт каждый человек. Модель образа жизни позволяет видеть, какие критерии образа жизни несовершенны и нуждаются в формировании.
Я впервые за время обучения участвую в конференции «Старт в медицину», было очень интересно. Хочу поучаствовать в будущем. В качестве пожелания всем, кто собирается участвовать, – успехов, организаторам – интересных проектов!»