Проекты

Исследование взаимосвязи перфекционизма и формирования системы ценностей учащихся 10-х классов

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2127
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Перфекционизм широко распространён среди детей и подростков. Как и у взрослых, перфекционизм у молодых людей является основным фактором уязвимости для различных негативных последствий, таких как депрессия, тревога, суицидальные мысли и обсессивно-компульсивное расстройство. В учебной деятельности он проявляется в постоянном стремлении ребёнка преуспевать в школе, получать только «отлично», побеждать во всевозможных конкурсах и олимпиадах. Так, смысл жизни ученика заключается только в достижении стабильно высокого результата и избегания неудач любыми способами.

Цель

Исследовать взаимосвязь перфекционизма и системы ценностей у старшеклассников.

Задачи

1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

2. Подобрать соответствующие методики для исследования.

3. Протестировать выбранную возрастную группу для подтверждения гипотезы.

4. Проанализировать полученные результаты.

5. Установить взаимосвязь между формированием системы ценностей и высоким перфекционизмом.

Описание

В исследовании принял участие 21 обучающийся 10-х классов.

Для тестирования обучающихся использованы методики:

- «Многомерная шкала перфекционизма» (П. Хьюитт и Г. Флетт) в адаптации И.И. Грачёвой;

- «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) в адаптации ГБОУ Школа № 403.

Проведено исследование, показывающее взаимосвязь между перфекционизмом и системой ценностей у подростков.

Тест «Многомерная шкала перфекционизма» состоит из 45 вопросов и представляет собой один из самых эффективных способов измерения уровня перфекционизма. Согласно тесту существует три вида перфекционизма: перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС); перфекционизм, ориентированный на других (ПОД) и социально предписанный перфекционизм (СПП).

Адаптированный морфологический тест жизненных ценностей представлен в виде серии вопросов. Выделяют пять ценностей у учащихся: познание, «Я–ценность», «Другой–ценность», общественно полезная ценность, ответственность как ценность. Тест состоит из пяти блоков. В каждом блоке находится по десять вопросов, соответствующих одной из диагностических шкал, по которым рассматривается, насколько важна та или иная ценность для учащегося. Вопросы направлены на выявление потребности в познании и эмоционального восприятия самого процесса познания; характера отношения подростка к себе; осознание собственной значимости и уникальности; степени ответственности подростка за то, что происходит в его жизни; на стремление анализировать свои поступки; оценивают способность учащегося воспринимать другого человека как индивидуальность; показывают, в какой степени учащийся осознаёт важность общественно полезной деятельности как ценности личности.
Для выявления взаимосвязи между результатами двух тестов использован метод математического анализа. Значимость показателей определена при помощи критерия корреляции по методу Спирмена. После проведения корреляционного анализа, выявляющего взаимосвязь между результатами проведённых тестов, были сделаны выводы.

Результаты

1. По результатам адаптированного морфологического теста жизненных ценностей выявлено следующее:

  • у 14% учащихся велика потребность в познании, 24% тестируемых имеют низкую потребность в познании;
  • 52% школьников имеют низкую самооценку, 9% – полностью сформировавшуюся «Я-структуру»;
  • 52% учащихся не воспринимают другого человека как ценность, 9% воспринимают природу человека как положительную;
  • 29% обучающихся не осознают значимость общественной деятельности, 14% готовы приносить пользу окружающим своими достижениями;
  • 19% школьников не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения, 43% считают ответственность важной чертой характера человека.

2. По результатам теста «Многомерная шкала перфекционизма» выявлено следующее:

  • 38% учащихся имеют высокую интегральную шкалу перфекционизма, у 33% черта перфекционизма отсутствует;
  • 19% имеют высокий личностно ориентированный перфекционизм, 5% не присущ данный аспект перфекционизма;
  • 29% имеют низкий объективно ориентированный перфекционизм, 14%, наоборот, очень требовательны к окружающим;
  • 43% имеет высокий социально предписанный перфекционизм, 10% не ощущают давления окружающих и независимы от мнения общества.

Анализ результатов:

1. Чем ниже «Я-ценность» у обучающихся, тем выше социально предписанный вид перфекционизма. Это может быть вызвано тем, что люди с социально предписанным перфекционизмом легче поддаются влиянию со стороны, и их самооценка непосредственно связана с мнением окружающих.

2. Также низкая «Я-ценность» тестируемых может быть связана с высоким личностно ориентированным перфекционизмом. Таким перфекционистам свойственно постоянно подтверждать свою значимость действиями, и, если они терпят неудачу, то их самооценка падает.

3. У тестируемых с высокой интегральной шкалой перфекционизма имеется высокий уровень объективно ориентированного и социально предписанного перфекционизма.

4. Ученикам с высоким уровнем личностно ориентированного перфекционизма присущи такие ценности, как познание, ответственность и общественно полезная ценность.

Вывод

Перфекционизм связан с формированием системы ценностей в процессе становления личности подростка ввиду того, что перфекционисты убеждены: значимость человека оценивается только его достижениями. Следовательно, система ценностей подростка-перфекциониста искажается и начинает подстраиваться под данное убеждение.

Перспективы использования результатов работы

В дальнейшем можно исследовать взаимосвязь между каждым аспектом перфекционизма и видами самооценки учащегося или другими ценностями.

Мнение автора

«Представлять свою работу на конференции было одно удовольствие! Я рада, что мне посчастливилось принять участие в «Старте в медицину»