История развития трансфузиологии
Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины» |
Направление работы: История разделов медицины
Авторы работы: Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий»
Предметы: Биология, Химия, История
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 12−14 апреля 2018 года
|
Цель
Популяризация трансфузиологии как направления медицины среди абитуриентов медицинских вузов.
Описание
Ежегодно в России сдают кровь более полутора миллионов доноров, но даже такого количества недостаточно для обеспечения кровью всех нуждающихся в гемотрансфузии, а кровезаменителя, отвечающего всем требованиям, наукой ещё не создано. Этим обусловлена необходимость привлечения внимания к донорскому движению и трансфузиологии в целом. Трансфузиология (от transfusio – переливание, и logos – слово, учение), раздел медицины, изучающий вопросы переливания человеку крови и её препаратов, а также кровезаменяющих и плазмозаменяющих жидкостей.
Несмотря на значительные успехи трансфузиологии на современном этапе развития медицины для дальнейшего совершенствования данного направления по-прежнему актуальными остаются исследования, направленные на изучение данного процесса и допущенных при этом недочётов, что позволит избежать побочных действий метода в будущем. Анализ исследуемых литературных источников не выявил целостных литературных обзоров, что придаёт проводимому исследованию соответствие критериям научной новизны. Объектом исследования явился контент исторической и научной литературы, включая исторические первоисточники. Один из этапов становления трансфузиологии проиллюстрирован историей болезни Ф.И. Шаляпина с анализом оправданности и результативности применения метода. Большое внимание в исследовании было уделено формированию исторически связанных друг с другом этапов становления метода, результатом которого стала обучающая схема.
Задачи:
- Оценить осведомленность старшеклассников о проблемах донорства крови.
- Провести опросы среди учащихся профильных и непрофильных классов, студентов об информированности о донорском движении.
- Проанализировать современные источники достоверной высококачественной информации.
- На основе полученных данных составить обобщающий материал, наглядно демонстрирующий историческое развитие трансфузиологии как направления медицины.
Современные исследователи разделяют развитие трансфузиологии на четыре периода по несколько этапов:
- I период – до открытия К. Ландштейнером в 1901 г. феномена изогемагглютинации. Этот период разделен на два хронологических этапа:
- первый этап – до публикации У. Гарвеем «Анатомического исследования о движении сердца и крови у животных» в 1628 году;
- второй этап – с 1628 г. до 1901 г. – до открытия первых трёх групп крови человека Карлом Ландштейнером.
- II период – после открытия и изучения групп крови. Второй период разделен на четыре хронологических этапа:
- первый этап – 1901–1925 гг. – научное обоснование гемотрансфузии и кровезаменителей с учётом законов изогемагглютинации при гемотрансфузии, открытие и введение в эксплуатацию гемоконсервантов для заготовки крови, разработка техники переливания крови и кровезаменителей в условиях мирного и военного времени;
- второй этап – 1925–1939 гг. – научный прогресс в переливании крови, создание донорского движения, консервация крови, её хранение и транспортировка, определение показаний к гемотрансфузиям и их эффективность при различных заболеваниях;
- третий этап – 1939–1945 гг. – развитие Службы крови и активное применение переливания консервированной крови во время Второй мировой войны;
- четвертый этап – с 1945 по 1980 г. – развитие трансфузиологии в условиях научно-технического прогресса второй половины ХХ в., разработка и внедрение пластиковых контейнеров для сбора и хранения консервированной крови, внедрение резус-фактора в трансфузиологическую практику, разработка и применение метода фракционирования крови на компоненты, переход к компонентной гемотерапии, производство новых эффективных кровезаменителей и гемокорректоров, тестирование крови на гемотрансмиссивные инфекции, типирование по антигенам гистосовместимости и др.
- III период – 1980–2005 гг. – применение и развитие моноклональных антител и рекомбинантных реагентов, компонентная гемотерапия, аутодонорство; разделение трансфузионной медицины на разделы; внедрение ПЦР-диагностики; производство и применение новых препаратов крови из донорской крови; производство новых синтетических кровезаменителей и первых препаратов крови и реагентов методами биотехнологии и генной инженерии; штрих-кодирование в службе крови и трансфузиологии.
- IV период – с 2005 г. «от компонентной гемотерапии к препаратной трансфузиологии». Четвертый период разделен на два хронологических этапа:
- первый этап – до начала 2010-х гг. – разработка, производство и клиническое применение препаратов из донорской крови (факторы свертывания крови, интерферон (ИФН), специфические иммуноглобулины (Ig) и др.) – гемокомпонентная терапия препаратами из донорской крови;
- второй этап – трансфузионная терапия преимущественно препаратами и компонентами крови, полученными на основе достижений биотехнологии и генной инженерии.
Были проведены опросы среди учащихся профильных и непрофильных классов по следующим вопросам осведомленности о деятельности донорского движения и планах в будущем стать донором крови. Опрос дал следующие результаты:
89% учащихся профильных классов осведомлены о донорском движении, 62% планируют в будущем стать донорами;
81% учащихся непрофильных классов осведомлены о донорском движении, 54% планируют в будущем стать донорами.
Из открытых источников следует, что 100% студентов ПМГМУ им. И.М. Сеченова осведомлены о необходимости донорского движения и около 10% являются донорами. 10% сотрудников Центра крови ПМГМУ им. И.М. Сеченова являются почётными донорами, 40% являются кадровыми донорами.
Также 82% учащихся профильных классов выразили заинтересованность в присутствии исторических примеров при изучении медицинских дисциплин.
Результаты
- Проведен анализ исторического прогресса в трансфузиологии. Собранный материал наглядно демонстрирует постоянное безостановочное развитие науки, доказывает перспективность, актуальность и незаменимость данной отрасли в современной мировой медицине. Составлена обучающая схема «Развитие трансфузиологии».
- Проведен опрос, выявивший высокий уровень осведомлённости о проблемах трансфузиологии у учащихся профильных и непрофильных классов. Большая часть опрошенных выразила готовность стать в будущем донором крови. Приведённые статистические данные говорят о всеобщей информированности масс о донорстве и трансфузиологии в целом.
- Абсолютное большинство учащихся профильных классов поддержали внедрение исторических примеров в изучение медицинских дисциплин.
Перспективы использования результатов работы
Работа может быть представлена в формате открытого урока или лекции по одному из направлений истории медицины.
Особое мнение
«Конференция «Старт в медицину» даёт учащимся медицинских классов отличную возможность получить представление о научных интересах сверстников, позволяет открыть для себя новые темы в изучении естественных наук»