Проекты

Перфекционизм как патологический феномен

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1329
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Проблема перфекционизма в современном мире стоит очень остро. Перфекционист не может быстро справиться с большим количеством задач. Перфекционизм является предиктором развития множества психических заболеваний. Когнитивно-поведенческим терапевтам сложно работать со взрослыми перфекционистами, в связи с этим очень важно выделять детей со склонностью к перфекционизму (синдрому отличника) и помогать им.  

Цель

Выявить распространённость перфекционизма как патологического феномена среди учащихся старших классов.

Задачи

1. Изучить литературные источники по теме исследования: выяснить причины возникновения перфекционизма, изучить перфекционизм как патологию.

2. Подобрать методы исследования перфекционизма и разработать опросник, отражающий наличие перфекционизма у обучающихся.

3. Выявить степень распространённости проявлений симптомов синдрома отличника.

4. По результатам исследования создать памятку для самостоятельной терапии перфекционизма и синдрома отличника.

Описание работы

Автор изучил теоретические аспекты по вопросу перфекционизма. Далее были составлены два опросника для анализа склонности учеников к перфекционизму. Для старших школьников он состоял из 10 вопросов, для младших школьников – из 5 вопросов. В опросе приняли участие 25 учеников третьего класса и 26 учеников десятого класса ГБОУ Школа № 1329. Затем была произведена статистическая обработка и анализ полученных данных. Сравнили общую склонность учеников к синдрому отличника, зависимость мнения учеников от других людей и боязнь ошибки.

Результаты

1. Почти все опрошенные учащиеся имеют те или иные симптомы перфекционизма, причём у младших школьников эти симптомы выражены сильнее.

2. У большей части третьеклассников и у незначительной части десятиклассников есть склонность к перфекционизму.

Степень проявления симптомов перфекционизма

3. 64% третьеклассников беспокоятся о мнении других людей, что значительно выше, чем у десятиклассников (27%). Пока проводился опрос, многие третьеклассники спрашивали, будут ли им за это ставить оценки. Большинство десятиклассников беспокоятся о мнении других людей в тех ситуациях, когда это объективно важно, например, на экзаменах.

4. 41% третьеклассников и 27% десятиклассников боятся ошибиться. Здесь главную роль играют возраст и личный опыт. Старшеклассники считают, что на ошибках учатся, поэтому не так боятся их делать. Младшие школьники после первых плохих оценок думают, что допускать ошибки очень плохо, поэтому боятся этого.

5. Создана памятка для помощи учащимся со склонностью к перфекционизму.

Выводы

1. Основными причинами возникновения синдрома отличника является специфический деструктивный стиль воспитания, проявляющийся в чрезмерной критике или отсутствии одобрения по отношению к ребёнку.

2. Перфекционизм, как и любая патология, приводит к субъективному неблагополучию и социальной дезадаптации.

3. Основным методом коррекции данной патологии является работа с установками перфекционизма.

4. Высокий уровень проявления симптомов синдрома отличника у младших школьников связан с тем, что учёба – их ведущая деятельность, тогда как у старших школьников приоритетом является общение со сверстниками. В связи с этим десятиклассники с высоким уровнем проявления симптомов синдрома отличника нуждаются в психологической помощи.

Перспективы использования результатов работы

Проведённое исследование может быть использовано в работе психолога со школьниками, у которых отмечается синдром отличника или перфекционизм. 

Награды/достижения
Научно-практическая конференция по психологии для школьников 7–11 классов «Психология глазами современного человека» – участник.

Мнение автора

«Я надеюсь,что моя работа привлечёт внимание к важной психологической проблеме, мешающей многим школьникам и взрослым людям. Проект «Медицинский класс в московской школе» сплотил нас и позволил нам раскрыть свой потенциал в учёбе.

Желаю всем и, в частности, участникам конференции «Старт в медицину» никогда не сдаваться, не останавливаться на достигнутом, развиваться и реализовывать себя в интересных для вас областях науки»