Акцентуации характера подростков в современном обществе
Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология» |
Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1253
Email: Написать
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года
|
Цель
Выявить взаимосвязь между хобби, увлечениями, предпрофессиональным выбором и типом акцентуации характера.
Описание
Современная жизнь предъявляет к нервной системе подростков более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно больше, впечатления − разнообразнее и богаче, темп жизни − ускореннее, а образование − сложнее. Необходимость выявления акцентуаций характера именно в подростковом возрасте наиболее актуальна, так как это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека.
Гипотеза: акцентуации характера подростков, относящиеся к индивидуально-типологическим особенностям, являются распространённым явлением в современном мире, которые оказывают влияние на выбор хобби и предпрофессиональный выбор и требуют внимания со стороны специалистов.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления акцентуации характера подростков.
3. Оценить результаты исследования: распространённость акцентуаций среди подростков, влияние типа акцентуации на предпрофессиональный выбор и выбор хобби.
4. Довести полученную информацию до школьного психолога с целью возможности профессиональной профилактики патохарактерологического развития; предложить в качестве профилактики модель кабинета психологической разгрузки.
Подростковый период является важным этапом психического и личностного развития. Значительные изменения происходят в развитии интеллектуальной, побудительной и эмоционально-волевой сфер, в становлении самосознания. При неблагоприятных социально-психологических условиях возникают трудности в развитии личности, в частности − формирование акцентуаций характера. Знание взрослыми (родителями, педагогами) возрастных и индивидуальных особенностей подростков позволяет эффективно управлять психическим и личностным развитием детей, предупреждать и преодолевать трудности и проблемы.
Используя данные патохарактерологического опроса по Шмишеку, можно успешно подбирать области профессиональной деятельности, хобби и развлечения. При патологически развившихся акцентуациях корректировка среды, вида деятельности, подбор подходящей дополнительной активности позволяет успешно возвращать человека к полноценной жизни. Подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Ориентация на выявленный тип акцентуации характера позволит индивидуализировать целенаправленные медико-психологические воздействия. Выявление той или иной акцентуации характера может служить основой для профилактической и коррекционной работы с трудными подростками в школах и других учебных заведениях, консультативных пунктах, учреждениях, оказывающих социальную помощь подросткам. Учитывая роль социальных и семейных факторов в провоцировании дезадаптации подростков с акцентуациями характера, для эффективной профилактики и коррекции часто оказывается необходимой не только работа с самим подростком, но и, в первую очередь, с его ближайшим социальным окружением, семьей. Работа с подростками должна включать психотерапевтическую помощь, семейную терапию, социальную и психологическую поддержку подросткам и их родителям.
Результаты
Исследования в предпрофессиональных классах, в частности, в рамках проекта «Медицинский класс в Московской школе», позволили проанализировать взаимосвязь между профессиональными предпочтениями учащихся и акцентуациями характера. Обращает на себя внимание факт взаимосвязи определённых типов акцентуаций характера и предпрофессионального выбора: у 80% учащихся выявлены сходные акцентуированные черты по эмоционально-цикличному, экзальтированному и сопереживающему типу.
Результаты теста «Мои хобби, интересы, увлечения» позволили распределить учащихся по видам хобби (интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, лидерские увлечения, накопительские увлечения, эгоцентрические увлечения, азартные увлечения, информативно-коммуникативные увлечения) и выявить взаимосвязь между типом увлечения и наличием акцентуаций. Из 53 человек, имеющих акцентуированные черты характера, 37 человек (70%) остановили свой выбор на информационно-коммуникативных увлечениях, отметив пользование интернетом как одно из увлечений. Из 20 человек, у которых черты акцентуаций не обнаружены, приоритеты в выборе хобби распределились следующим образом: 12 человек (60%) − телесно-мануальные (9 человек – спорт;
3 человека − лес, охота, рыбалка); 7 человек (35%) − интеллектуально-эстетические (литература, музыка, история); 1 человек − интернет-пользование (5%).
Выводы
1. В результате анализа научных работ К. Леонграда, А.Е. Личко, Г. Шмишека выбрана адаптированная к подростковому возрасту классификация типов акцентуаций характера, и подобран метод исследования – патохарактерологический диагностический опросник Шмишека.
2. Выдвинутая в ходе исследования гипотеза подтверждена. Акцентуации характера подростков являются распространённым явлением в современном мире: из 73 учащихся, принявших участие в исследовании, у 53 выявлены акцентуации характера, причём у девочек − гораздо выше, чем у мальчиков – 63% и 37% соответственно. Акцентуации характера влияют на выбор хобби и увлечений: неакцентуированные личности делают свой выбор в пользу интеллектуально-эстетических и телесно-мануальных хобби, а акцентуированные – в пользу информационно-коммуникативных. Акцентуации влияют на предпрофессиональный выбор (на примере медицинских классов): у 80% учащихся выявлены сходные акцентуированные черты − по эмоционально-цикличному, экзальтированному и сопереживающему типам.
3. Изучена распространенность отдельных типов акцентуаций среди учащихся 10-х классов: в большинстве случаев имеют место акцентуации по смешанному типу (сочетание эмоционально-цикличных, экзальтированных и сопереживающих черт характер), реже встречаются акцентуации по одному типу (эмоционально-цикличные, экзальтированные, оптимистичные, демонстративные).
4. При проведении диагностики личности школьным психологом могут быть использованы результаты исследования как вспомогательный материал, свидетельствующий о наличии или отсутствии того или иного типа акцентуации характера.
5. Родителям и педагогам стоит учитывать распространенность акцентуаций характера для проведения профилактики патохарактерологического развития личности подростков, а также оказания помощи нормальной адаптации детей в современном обществе.
6. В результате исследования показана актуальность создания кабинета психологической разгрузки в школе.
Перспективы использования результатов работы
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов работы в организации воспитательного процесса психологами и педагогами школы. Результаты исследования могут быть полезны при составлении индивидуальных программ консультативной работы школьной психологической службы.
Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы
ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии ДЗМ».
Особое мнение
«При выполнении исследовательской работы я научился проводить психологическое исследование, составлять сравнительную характеристику полученных результатов, получил опыт в написании исследовательской работы. Всё это я смог воплотить благодаря проекту «Медицинский класс в московской школе»