Проекты*

Внимание как познавательный процесс и стратегии достижения его максимальной концентрации

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1329
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Современный мир живёт в быстром ритме, который ускоряется день ото дня. Люди функционируют в ситуации многозадачности, быстрого принятия решений, пресыщения информационным полем. На сегодняшний день с проблемой концентрации внимания приходится сталкиваться многим психологам, работающими как с детьми, так и со взрослыми. По последним исследованиям, примерно 5,29% населения Земли, что составляет примерно 370 млн человек, имеют проблемы с вниманием. Умение управлять своим вниманием – важнейший навык, без которого невозможно достичь поставленных целей в полной мере.

Цель

Изучить внимание как познавательный процесс, а также стратегии его максимальной концентрации с помощью актуальных методик и практик.

Задачи

1. Изучить особенности внимания как познавательного процесса, его свойства, формы, виды, а также развитие в онтогенезе.

2. Выявить особенности проявления концентрации внимания, причины трудностей, методы диагностики. Проанализировать способы и стратегии достижения максимальной концентрации.

3. Подобрать методики и провести исследование концентрации внимания учащихся подросткового возраста и взрослых людей.

4. Разработать и апробировать тренинг-практику, направленную на развитие концентрации внимания. Получить обратную связь о её эффективности.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Валидные практики, основанные на дыхании для расслабления организма

•Практики, выполняющие роль стимулятора к какой-либо цели, позволяющие сконцентрировать человека

• Ручка, лист для записи

Описание

В исследовании приняли участие 97 человек, из них ученики 18 школ, студенты 3-х университетов и взрослые люди, возраст респондентов составил от 10 до 63 лет: 67 человек в возрасте от 10 до 18 лет, 30 человек в возрасте от 20 до 63 лет. В условиях пандемии диагностический этап проводился дистанционно. Для этого в Google форме создали опросник, включающий вопросы и методику Мюнстеберга. Это также позволило охватить большое количество участников с разным социальным статусом и упростить обработку полученных данных.

Практическая часть работы состояла из трёх главных этапов:

- проведение опроса на выявление проблем с концентрацией внимания и желания овладеть приёмами её повышения;

- разработка и апробирование тренинг-практики развития концентрации внимания «Концентрация внимания на цвете и дыхании»;

- оценка эффективности и формулировка выводов.

Результаты

1. Было выяснено, что внимание как познавательный процесс имеет такие особенности, как: произвольность, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объём. Оно может быть сенсорным, интеллектуальным, моторным, и в онтогенезе происходит развитие по направлению от более простого (непроизвольное внимание) к более сложному (произвольное внимание).

2. Большинство респондентов не могут сконцентрироваться из-за усталости, стресса, посторонних шумов. При этом оказалось, что меньше всего мешают визуальные раздражители. Возможно это связано с большим потоком информации, которую наш мозг вынужден обрабатывать.

Диаграмма 1. «Что больше всего мешает людям быть сконцентрированными»

3. Время максимальной концентрации внимания – с 09:00 до 15:00. Максимальная сосредоточенность нужна при умственной деятельности, минимальная – при решении бытовых вопросов.

Диаграмма 2. «В какое время суток человек чувствует максимальную концентрацию внимания»

Диаграмма 3. «В какой ситуации человек чувствует максимальную сосредоточенность»

4. Разработана тренинг-практика развития концентрации внимания «Концентрация внимания на цвете и дыхании».

Выводы

1. Проблема повышения концентрации внимания будет актуальна всегда в связи с постоянным расширением информационного поля.

2. Несмотря на то что уровень развития внимания является индивидуальной характеристикой, каждый может развивать этот познавательный процесс, используя методики и практики, подходящие лично ему.

Перспективы использования результатов работы

Разработанная тренинг-практика была передана действующему клиническому психологу для дальнейшего исследования и применения.

Награды/достижения

1. Московский городской конкурс проектов 2020–2021, направление «Педагогика и психология в образовании» – победитель.

2. Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ
имени В.И. Вернадского с международным участием 2020–2021 – диплом 1 степени и соискатель в номинации «Лучшее представление работы» по направлению «Психофизиология и здоровье человека».

Мнение автора

«Я хочу выразить благодарность проекту «Медицинский класс в московской школе». Благодаря ему я смог найти свой жизненный путь и понять, какую профессию я хочу выбрать для себя в будущем, узнать много нового в медицине и с удовольствием продолжать изучать её. Также хочу выразить благодарность организаторам конкурса «Старт в медицину» за предоставленную возможность окунуться в мир науки, узнать много нового и продемонстрировать свои способности. Спасибо жюри за столь высокую оценку моей работы. Хочу пожелать дальнейшего успеха этому замечательному конкурсу»