Выявление факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у подростков и оценка их влияния на когнитивные способности, стрессоустойчивость и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы
Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека» |
Направление работы: Медицина
Авторы работы: МОУ «Гимназия г. Раменское»
Email: Написать
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года
|
Актуальность
Сердечно-сосудистые заболевания – основная причина смертности во всём мире. В последние годы получены убедительные доказательства того, что атеросклероз, приводящий к сердечно-сосудистым заболеваниям, начинается в детском возрасте и развивается на протяжении жизни под влиянием генетических и модифицируемых факторов риска. Атеросклеротический процесс у детей протекает бессимптомно. Начальные клинические признаки сердечно-сосудистых заболеваний могут проявляться в виде функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, и их можно обнаружить в детском и подростковом возрасте.
Цель
Выявить факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у подростков и оценить их влияние на когнитивные способности, стрессоустойчивость и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
Задачи
1. Выявить наличие факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у учеников выпускных классов.
2. Показать взаимосвязь выявленных факторов риска с нарушением когнитивных функций, успеваемостью, стрессоустойчивостью и нарушениями функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
3. Разработать и предложить пути снижения риска развития сердечно-сосудистой патологии у молодёжи.
Оснащение и оборудование, использованное в работе
• Тонометр
• Фонендоскоп
• Калькулятор
• Наручные часы
Описание
В исследовании приняли участие подростки выпускных классов гимназии г. Раменское (97 человек, из которых 28 юношей и 69 девушек). Автор провёл анонимное анкетирование с использованием опросника, в который были включены вопросы, позволяющие выявить нарушения общего самочувствия, признаки психоэмоционального перенапряжения, нарушения когнитивных процессов, оценить успеваемость по основным профильным предметам, а также вопросы, позволяющие оценить наличие факторов риска развития сердечно-сосудистой патологии у опрашиваемых. У подростков дважды провели измерение артериального давления (АД) и пульса: первое измерение проводилось после 5–10 минутного отдыха в положении сидя, затем учащийся стоял 3–5 минут, после чего параметры определялись повторно. Уровень давления оценивали на основании рекомендаций Российского медицинского общества по артериальной гипертонии и Ассоциации детских кардиологов России от 2020 г. В отдельной выборке подростков (23 человека) провели ортостатическую пробу.
Уровень физической активности подростков оценивался на основании данных анкетирования. Оценка производилась на основании данных академика Сухарева А.Г. Ориентиром достаточного уровня физической активности служило количество часов активного движения в сутки: менее 3 часов – низкий уровень, от 3 до 4 часов – достаточный, более 4 часов, в том числе занятия активными видами спорта и/или успешная сдача ГТО считались высоким уровнем физической активности.
Оценка массы тела проводилась на основании оценки индекса массы тела (далее – ИМТ), рассчитанного по данным роста и веса подростков по формуле отношения массы тела в килограммах на квадрат роста в метрах. Для оценки ИМТ у подростков использовались перцентильные таблицы определения ИМТ на основании самого показателя и возраста подростка.
Потребление воды, фруктов и овощей оценивались по анкетным данным. Норма была определена на основании рекомендаций ВОЗ.
Автор рассмотрел особенности образа жизни подростков, так или иначе имеющие связь с основными факторами риска. Это употребление кофеинсодержащих и сладких газированных напитков, фастфуда, а также количество часов сна в сутки.
Для определения уровня личной и ситуативной тревожности подростков использовали шкалу Спилберга-Ханина.
Было установлено наличие у подростков жалоб, характерных для переутомления и дистонических проявлений: слабости, головокружения, потемнения в глазах, «мелькания мушек» перед глазами.
На основании анкетирования была произведена оценка способности концентрироваться на изучении материала; памяти, основанной на субъективных данных о способности запоминать пройденный материал. Опросник включал также вопросы о курении, обстановке в семье, среднем балле по выбранным для ЕГЭ предметам.
Результаты
Из проведённых исследований получены следующие результаты:
1. По уровню физической активности все подростки были разделены на 3 группы: уровень физической активности недостаточный – 73%, достаточный – 15%, высокий – 12%.
2. Согласно полученным данным и данным перцентильных таблиц по ИМТ, все подростки были разделены на 4 группы: с низким весом – 0%, нормальным весом – 91%, избыточным весом – 7%, ожирением – 2%.
3. При оценке личностной и ситуативной тревожности подростков со средней и низкой тревожностью выявлено не было. Все (!) дети имели очень высокий уровень тревожности.
4. Подростки с недостаточным количеством часов сна составили большинство – 85% (30% подростков спали менее 5 часов в сутки, 76 % – менее 7 часов, 9% – 7–8 часов в сутки), только 15% подростков спят 8 и более часов в сутки.
5. 92% респондентов потребляют нормальное количество воды (1,5–3 л в сутки), но только у 33% потребление овощей и фруктов соответствует норме.
6. Большинство составили школьники, которые не используют кофеинсодержащие напитки (75%) и употребляют сладкие газированные напитки редко (84%).
7. По употреблению фастфуда образовались 2 равные группы: употребляют крайне редко – 50%, 1 и более раз в неделю – 50%.
8. На слабость и повышенную утомляемость, эпизоды потемнения и «мушки в глазах» жаловались 41%, не предъявляли жалоб – 59%.
9. Жалоб на трудности запоминания не было ни у одного из опрошенных. Свою способность концентрироваться на задаче оценивали как отличную (могу быстро сосредоточиться на задаче и выполнить её) оценили 42% респондентов.
Небольшие трудности концентрации (могу быстро сосредоточиться на задаче и выполнить её, изредка способность концентрироваться страдает) отметили 58%.
На серьёзные нарушения не пожаловался никто. Следует отметить, что данная выборка школьников отличается когнитивными способностями выше среднего уровня. Для поступления в гимназию проводились вступительные испытания на конкурсной основе, подобные испытания проводились и в процессе обучения.
10. На основании полученных результатов ортостатической пробы подростки разделились на 2 группы: хорошая тренированность – у 30%, удовлетворительная (отсутствие физической тренированности) – у 70%, плохих результатов, свидетельствующих о серьёзных нарушениях кровообращения у подростков, не было.
11. Оценка успеваемости проводилась по среднему баллу ЕГЭ: баллы выше 4 имели 40%, ниже 4 – 30%, выше 4,5 – 30%.
Выводы
1. Факторы риска, ассоциируемые у взрослых с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, присутствуют и у подростков.
2. Основные выявленные факторы: недосыпание, недостаточная физическая активность, злоупотребление кофе.
3. Выявленные факторы не нарушают значимо когнитивные навыки детей, не влияют на успеваемость, а, следовательно, и успешность, в результате чего молодые люди могут быть слабо мотивированы на здоровый образ жизни.
4. Факторы риска приводят к увеличению тревожности, ухудшению общего самочувствия, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, нарушению внимания.
5. Должны быть разработаны просветительные программы, направленные на повышение мотивации на здоровый образ жизни. В школах на базе кабинета психолога нужно создать кабинет релаксации и отдыха.
Перспективы использования результатов работы
Полученные данные можно использовать для разработки просветительных программ, направленных на повышение мотивации на здоровый образ жизни и снижение риска сердечно-сосудистой патологии у молодёжи.
Сотрудничество с вузом при создании работы
ГБУЗ МО «Раменская ЦРБ»
Мнение автора
«Я искренне считаю, что проект «Медицинский класс в московской школе» – большой шаг к популяризации науки в молодёжных кругах. Сейчас довольно сложно просто взять и прийти со своей идеей к грамотным экспертам. Особенно, если тебе 16 лет. Очень рада, что моя работа вызвала интерес. Хочется верить, что она может помочь кому-то изменить жизнь к лучшему»