Проекты

Оценка эффективности правил общения с ребёнком-аутистом (по Никольской) на примере отдельного случая

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1541
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) один из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра (РАС). Это расстройство сильно осложняет как личную, так и социальную жизнь человека. В настоящее время актуальной проблемой является социализация и адаптация людей с РАС в общество.

Цель

Изучить накопленные в психолого-педагогической науке данные, касающиеся особенностей воспитания и обучения детей с РАС, и проверить их эффективность на практике.

Задачи

1. Изучить представленные современные сведения об особенностях развития и обучения детей и подростков с РАС.

2. Провести лонгитюдное (в течение двух лет) наблюдение за особенностями общения подростка с РАС с близкими (членами своей семьи) и посторонними людьми.

3. Выделить используемые при общении с подростком с РАС приёмы воспитания и оценить их с точки зрения эффективности для конкретного случая.

4. Сделать предварительные выводы о целесообразности использования частных приёмов воспитания в отдельно взятом случае.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Компьютер

Описание

Автором была изучена психолого-педагогическая литература, посвящённая современным представлениям об аутизме. Детский аутизм представляет собой нарушение коммуникативных способностей ребёнка, его частичное или полное отрешение от мира в зависимости от тяжести болезни. По классификации Никольской имеются 4 формы детского аутизма, которые отличаются тяжестью и характером аутизма, степенью дезадаптации ребёнка и возможностями его социализации. Были проанализированы альманахи института коррекционной педагогики и выделены 8 правил общения с ребёнком-аутистом:

  1. Эмоционально-смысловой комментарий (эмоционально комментируем действие ребёнка, показывая, как правильно реагировать. Ребёнок «эмоционально заражается» и учится правильной реакции на это действие).
  2. Нахождение принимаемого ребёнком тона голоса.
  3. Исключение конкретных слов, которые раздражают ребёнка.
  4. Акцентирование приятных моментов в жизни ребёнка.
  5. Участие близких в эмоционально-смысловом комментарии.
  6. Рассказ о приятных сюжетах из жизни ребёнка (например, перед сном рассказывать о том, что с ним приключилось интересного за прошедший день).
  7. Установление совместной цели с ребёнком (например, вместе с ним чётко оговаривать маршрут и время прогулки).
  8. Составление визуального расписания дня, которого ребёнок будет придерживаться.

Главным методом исследования являлось лонгитюдное наблюдение и сбор данных в течение двух лет (январь 2019 года – декабрь 2020 года).

Исследование проходило:

  • в спокойной для ребёнка обстановке (окружают не более 2-х–3-х близких людей);
  • стрессовой обстановке (при двух и более посторонних для ребёнка людей (гости).

Для расширения исследования и увеличения количества данных проведена оценка правил общения не только в различных для ребёнка условиях, но и с учётом двух его эмоциональных состояний: «спокоен» и «раздражён».

В спокойной обстановке при общении с ребёнком применялось одно из правил общения, после чего – наблюдение за реакцией ребёнка и фиксирование результатов. В стрессовой обстановке ребёнок зачастую не хотел общаться.

Результаты

  1. Реакция ребёнка оказалась как положительной (он был спокоен и воспринимал слова автора), так и отрицательной (он начинал раздражаться и переставал слушать), причём одно и то же правило в разных обстановках давало разный эффект.

2. При анализе полученных результатов выяснилось, что практически все правила общения показали хорошую эффективность при использовании их в спокойной для ребёнка с РАС обстановке. Применение правил не вызывало раздражение или агрессию у ребёнка.

3. Некоторые правила общения оказались абсолютно неэффективными при применении их в стрессовой для ребёнка с РАС обстановке. При их применении ребёнок очень сильно раздражался, и диалог с ним был очень затруднён или невозможен.

4. На основе полученных данных составлены рекомендации для правильного общения с ребёнком-аутистом.

Выводы

1. Исследование позволило провести точную оценку эффективности правил общения с ребёнком-аутистом на примере определённого случая (атипичный аутизм).

2. Некоторые правила общения эффективны как в спокойной, так и в стрессовой обстановке.

3. Чем больше ребёнок проводит времени в стрессовой обстановке, тем больше он раздражается, а это может привести к истерике.

Перспективы использования результатов работы

На основе результатов проекта возможна разработка новых методов коррекционной деятельности с детьми и подростками с расстройством аутистического спектра.

Сотрудничество с вузом при создании работы

МГУ имени М. В. Ломоносова

Мнение автора

«Благодаря работе над проектом я хорошо изучил тему «Аутизм» и получил необходимые знания и умения, которые помогают мне при общении с братом. Также я приобрёл полезные навыки работы над исследовательскими проектами, которые помогут мне в будущем»