Проекты*

Сердечно-лёгочная реанимация в рамках первой помощи: готовность оказывать и желание изучать учениками старших классов

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Безопасность жизнедеятельности человека»

Направление работы: Первая помощь
Авторы работы: ГБОУ Школа № 138
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Сердечно-лёгочная реанимация (СЛР) – комплекс неотложных мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из состояния клинической смерти. Вне зависимости от причин исчезновения признаков жизни, она проводится в соответствии с определённым алгоритмом, рекомендованным Российским Национальным Советом по реанимации и Европейским Советом по реанимации. По данным Национального совета по реанимации, проведение базовой СЛР окружающими людьми увеличивает выживаемость пострадавших в три раза.

Проведение СЛР является несложным и жизненно важным навыком первой помощи. В мире существуют центры по обучению этому навыку, в том числе для детей. Учащиеся медицинских классов осваивают это в рамках программы «Шаг в медицину».

Цель

Оценить желание старшеклассников овладеть навыками сердечно-лёгочной реанимации и готовность её оказывать.

Задачи

1. Исследовать научные и литературные данные об основах сердечно-лёгочной реанимации, уточнить особенности оказания СЛР в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.

2. Выявить желание старшеклассников овладеть навыками первой помощи. 

3. Изучить готовность старшеклассников оказывать СЛР.

4. Подготовить и провести мероприятие-тренинг «СЛР – умение, которое спасает жизнь», приуроченное к ежегодной международной акции «Спаси жизнь».

Описание

Основой исследования послужила совокупность эмпирических (анкетирование) и теоретических (сравнение, анализ) методов. На первом этапе с использованием современных литературных и научных данных были изучены алгоритм СЛР, история его возникновения и развития, уточнены юридические основы оказания первой помощи. Были рассмотрены дополнения к алгоритму СЛР, связанные с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19).

На втором этапе была сформирована анкета для оценки желания старшеклассников овладеть навыками сердечно-лёгочной реанимации и их готовности её оказывать. В анкетировании на добровольной основе приняли участие 42 ученика в возрасте от 16 до 18 лет. 

На третьем этапе было подготовлено мероприятие-тренинг «СЛР – умение, которое спасает жизнь», приуроченное к ежегодной международной акции «Спаси жизнь». Для этого автор использовал рекомендации по проведению реанимационных мероприятий, находящиеся в открытом доступе, Европейского совета по реанимации, а также знания и навыки, полученные на занятиях по СЛР программы «Шаг в медицину» Сеченовского университета. Мероприятие состояло из интерактивной викторины для оценки теоретических знаний параметров СЛР, просмотра обучающего видеоролика, беседы по особенностям оказания помощи и практикума, в котором демонстрировался алгоритм оказания помощи на манекенах-тренажёрах взрослого пострадавшего с контроллером для отработки приёмов сердечно-лёгочной реанимации. Ученики имели возможность продемонстрировать свои навыки на практике.

Результаты

1. Анализ результатов анкетирования показал, что 93% учащихся знакомы с сердечно-лёгочной реанимацией.

2. 69% учеников не владеют навыками оказания сердечно-лёгочной реанимации, 91% хотели бы научиться оказывать СЛР.

3. 69% обучающихся готовы оказывать СЛР в экстренных ситуациях, владея соответствующими навыками. 26% учеников не уверены в своей готовности оказывать помощь, а 5% не готовы ее оказывать.

4. Подготовлено и проведено обучающее мероприятие-тренинг «СЛР – умение, которое спасает жизнь», приуроченное к ежегодной международной акции «Спаси жизнь».

5. В ходе викторины, в которой приняли участие 38 человек, было выяснено, что большинство учеников владеют теоретической основой оказания сердечно-лёгочной реанимации.

6. При проведении тренинга старшеклассники демонстрировали высокую активность, что говорит об их заинтересованности, однако при регистрации умений на манекенах-тренажёрах был выявлен недостаток практических навыков. Действия большинства учеников не соответствовали параметрам, заложенным в программе.

Выводы

1. В период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) внесены дополнения к алгоритму СЛР, направленные на минимизацию риска заражения.

2. Большинство старшеклассников желают овладеть навыками сердечно-лёгочной реанимации и готовы применить их в экстренных ситуациях при условии владения этими навыками.

3. Было установлено, что обучающиеся более уверенно владеют теоретическими знаниями, чем практическими.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования могут быть использованы при проведении интерактивных мероприятий по оказанию первой помощи.