Проекты

Оценка психомоторного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2070
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Одной из приоритетных задач возрастной физиологии и гигиены является сохранение здоровья детей в периоды их активного роста и развития. Физическое здоровье является основой формирования двигательных качеств, необходимых для становления нормального психического и социального здоровья. Решающее значение на развитие и формирование здоровья детей оказывает состояние опорно-двигательного аппарата.

Цель

Оценить психомоторное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи

1. Провести анализ уровня здоровья детей младшего школьного возраста (по медицинским картам с учётом групп здоровья) и выявить среди них детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

2. Оценить состояние свода стопы методом подометрии.

3. Дать оценку уровня физического развития обследованных детей методами антропометрии.

4. Оценить степень развития двигательных качеств исследуемых групп детей. 

5. Провести сравнительный анализ особенностей психомоторного развития в соответствии с возрастными особенностями и состоянием опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Оснащение и оборудование, использованное в работе:

• ростометр;

• медицинские весы;

• сантиметровая лента;

• плантограф.

Описание

Исследование проводилось на базе ГБОУ Школы № 2070 г. Москвы среди одних и тех же учащихся при обучении в 1-м и 4-м классах.

Были определены основные соматометрические показатели: рост, вес, окружности грудной клетки и головы, длина руки и ноги, тип пропорций и гармоничность развития школьников, рассчитывали антропометрические индексы (Пинье, Вервека, Кетле II). Путём сравнения индивидуальных показателей со стандартными возрастными таблицами определили уровень развития той или иной функции, её адаптивные возможности. Проведена оценка уровня здоровья по медицинским картам; оценка состояния стопы методом подометрии; оценка статического и динамического равновесия (проба Ромберга, ходьба по скамейке).

Статистическая обработка данных выполнялась с использованием пакета программы Statistica 8.0 (определяли достоверность различий средних по коэффициенту Стьюдента и коэффициенту ранговой корреляции Спирмена). 

Результаты

1. Анализ медицинских карт показал, что большинство детей (65%) имеют 2-ю группу здоровья, 23% относятся к 3-й группе, остальные дети (12%) – к 1-й группе здоровья. Среди наиболее часто встречающихся заболеваний отмечены:

- нарушения опорно-двигательного аппарата, проявляющиеся в нарушении осанки, патология позвонков, развитие плоско-вальгусных стоп;

- неврологические патологии, в том числе возникшие до рождения и в течение 1 года жизни;

- нарушения и замедленное развитие сердечно-сосудистой системы;

- заболевания пищеварительного тракта и системы выделения.

Довольно часто наблюдалось сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

2. Анализ данных физического развития по индексу массы тела Кетле II у здоровых детей и с нарушениями ОДА выявил, что у детей с нарушениями ОДА наблюдается большее возрастание индекса с возрастом, что отражает увеличение количества тучных детей с данным нарушением. Соответственно, 18% в 1-м классе и 33% в 4-м классе.

3. Среди нарушений ОДА преобладает нарушение свода стопы (плоскостопие). Сравнение состояния опорно-двигательного аппарата у здоровых детей и с нарушениями ОДА по половому признаку выявило большее число нарушений среди мальчиков (62,5%), у девочек (55%) в 1-м классе. Среди них же наблюдалось и увеличение числа этой патологии к 4-му классу до 75%. У девочек состояние ОДА с возрастом не изменилось.

4. Состояние свода стопы методом подометрии оценивалось только при обучении детей в 4-м классе. Когда эти дети обучались в 1-м классе, в мониторинг обследования данный метод не был включен, и оценка свода стопы осуществлялась визуально и по заключениям медицинских карт. Согласно данным, в 1-м классе плоскостопие у этих детей констатировалось в 58,8% случаев. Подометрический анализ состояния свода стопы этих же детей при их обучении в 4-м классе выявил, что нормальный свод стопы зафиксирован у 5 детей (29,4%), нарушения свода – у 12 детей (70,5%), из них у 9 детей – плоская стопа, а у 3-х – резкое плоскостопие (индекс Фридлянда меньше 27).

5. Не выявлено достоверных различий в оценках тестов на динамическое равновесие между здоровыми детьми и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

Соотношение здоровых мальчиков и с нарушением ОДА при их обучении в 1-м и 4-м классах

Выводы

1. Анализ медицинских карт выявил значительное количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нервной системы и нарушениями в пренатальный период развития. У таких детей показатели антропометрии и функционального развития не отличались от средних в группе.

2. По данным подометрического анализа, плоскостопие больше выражено у детей 1-го класса и снижается в 4-м.

3. Обследование младших школьников выявило преобладание детей с гармоничным развитием. Однако при переходе в 4-й класс происходит увеличение процента детей с тучным телосложением. 

4. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдается снижение показателей моторных качеств.

5. Анализ координации движений на основе статического и динамического равновесия выявил, что показатель статического равновесия изменяется с возрастом. Это обусловлено формированием свода стопы и наступлением периода полового созревания.