Проекты

Разработка методического обеспечения открытого урока на тему «Формирование сексуальной грамотности как необходимый элемент воспитания подростков»

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Направление работы: Медицина, Психология, Социология, Педагогика
Авторы работы: Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий»
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Современное общество характеризуется глобальной информатизацией. Зачастую именно на просторах интернета дети впервые и против своей воли сталкиваются с информацией сексуального характера, что может травмировать неподготовленную психику ребёнка и сформировать неправильные поведенческие модели. В настоящее время в нашей стране нет официальной программы сексуального воспитания подростков, отсутствует чёткая позиция общества по вопросам сексуального просвещения. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости сексуального просвещения подростков.

Цель

Создание видеоуроков как полноценного комплекса уроков полового воспитания для учащихся 10–11 классов на тему «Заболевания, передающиеся половым путём» и «Контрацепция».

Задачи

1. Изучение научной литературы, патентной и нормативной документации, отражающей современное состояние проблемы.

2. Проведение социологического опроса среди подростков 15–18 лет.

3. Проведение собеседования с врачом-гинекологом.

4. Разработка методического плана проведения уроков – основы для создания видеоуроков.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Интернет-ресурсы
• Google-формы

Описание

Был проведён опрос среди детей 15–18 лет для определения актуальности и важности сексуального просвещения молодежи. Из 759 респондентов 174 человека имели возраст 15 лет, 370 человек – 16 лет, 131 человек – 17 лет и 84 человека – 18 лет.

Задачи опроса:
- определение процентного количества подростков, ведущих половую жизнь;

- сбор информации по методам контрацепции подростков;

- сбор информации по вопросу получения сексуального просвещения, в частности – уроков полового воспитания в школах (их наличие и эффективность);

- выявление уровня заинтересованности подростков в общем продвижении идей сексуального образования и в отдельных аспектах темы.

На основе результатов опроса составлены темы, которые в обязательном минимуме должны затрагиваться на уроках полового воспитания, и подробный план проведения этих уроков для школьников 10–11 классов.

На протяжении всей работы проводились консультации с врачом акушером-гинекологом для подтверждения достоверности собранной информации.

Результаты

1. 52,5% девушек указали период первого сексуального контакта 16–18 лет, 47,9% юношей – 13–15 лет.

2. Прерванный половой акт как метод контрацепции используют 16%. Это свидетельствует о том, что подростки не осведомлены в неэффективности данного метода.

3. Лидирующими способами информирования являются интернет и ровесники (89,9% и 59,7% соответственно); 37,9% получают информацию через семью (29,2% – родители и 8,7% – старшие братья и сёстры); 4,9% – через консультацию у специалиста, 5,3% – на уроках и лекциях по половому воспитанию в школе.

3. Только 2,8% респондентов считают, что нет необходимости внедрения и увеличения информирования подростков на тему сексуального просвещения. Подавляющее большинство отметили, что хотели бы получать больше информации.

4. Созданы видеоуроки полового воспитания для учащихся 10–11 классов по темам «Заболевания, передающиеся половым путём» и «Контрацепция».

5. Разработаны методические материалы в виде презентаций. К каждой презентации прилагается небольшой тест, по которому учащиеся могут оценить и закрепить полученные знания, а также оставить рекомендации и собственное мнение по пройденному уроку.

Выводы

1. Подавляющее большинство учащихся не получают должного сексуального просвещения.

2. Подростки интересуются темой, хотят получать больше информации от медработников, учителей, социальных служб и считают, что надо внедрять уроки полового воспитания в школах.

3. Получение информации сексуального характера из интернета и от ровесников может привести к распространению недостоверной информации и введению в заблуждение.

4. Школьники 10–11 классов уже имеют представления о физиологии человека, поэтому, основной акцент необходимо делать на углубление уже полученных знаний, а также освещение тех тем, которые не изучаются в школьном курсе.

Перспективы использования результатов работы

Готовые видеоуроки могут быть использованы как полноценный комплекс занятий на уроках полового воспитания. Подробный план уроков также является основой для проведения лекций среди подростков 10–11 классов.

Награды/достижения

1. Статья «История сексуального просвещения в России ХХ–ХХI веков и зарождение науки педологии» – Международный центр научного сотрудничества «Наука и Просвещение».

2. Статья «Социальное исследование среди подростков 15–18 лет для доказательства важности развития сексуального воспитания в России» – Международный центр научного сотрудничества «Наука и Просвещение».

Мнение автора

«Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» – это отличный шанс не только проявить себя и защитить своё исследование, но и возможность узнать что-то новое от других участников. На конкурсе было огромное количество научных и социально значимых проектов, которые, возможно, в будущем внесут свой вклад в науку.

Этот конкурс – бесценный опыт, нацеленный на развитие исследовательских и ораторских навыков»