Проекты

Сравнительная оценка выявления зубного налёта в домашних условиях

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Гигиена
Авторы работы: МОУ СОШ им. А. С. Попова г. о. Власиха
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Несмотря на очевидные успехи в профилактике кариеса данное заболевание всё ещё представляет серьёзную проблему для здравоохранения в большинстве стран мира.

В России заболеваемость кариесом остаётся на высоком уровне во всех возрастных группах. В частности, в Москве, где отмечается пониженное содержание фторидов в питьевой воде, распространённость кариеса среди детей 6-ти лет достигает 80% для молочных зубов и 23% для постоянных, при этом средний показатель интенсивности кариеса постоянных зубов (КПУ) равен 0,49. С возрастом показатели распространённости и интенсивности увеличиваются. У 15-летних москвичей средний показатель КПУ достигает 3,13 при распространённости в 73%.

Одним из способов борьбы с заболеванием является его профилактика, неотъемлемая часть которой – профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта, которая включает в себя множество аспектов: от выбора зубной щётки нужной жёсткости до правильной техники чистки зубов. Для выполнения гигиены, как и любого другого действия, требуется мотивация. Одним из эффективных методов мотивации считается визуализация зубного налёта. В работе HV Worthington (2001) было показано, что включение в образовательную программу профилактики стоматологических заболеваний процедуры индикации зубного налёта с помощью окрашивающих растворов повысило её эффективность на 17–20%.

Цель

Изучить визуализацию зубного налёта методами, применимыми в домашних условиях, с целью улучшения гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний.

Задачи

1. Определить локализацию зубного налёта с помощью таблеток для индикации зубного налёта.

2. Определить локализацию назубных отложений методом фотоиндуцированной световой флюоресценции QScan Plus.

3. Создать визуальную карту распределения зубного налёта методом дробного переноса.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

• Аппарат для идентификации зубного налёта и зубного камня QScan Plus

• Таблетки для окрашивания зубного налёта Curaprox PCA

• Аппарат для фотосъёмки фронтальных зубов и языка QLF

• Приложение Paint 3D

• Фотокамеры мобильных устройств

Описание работы

В работе использовались два метода визуализации зубного налёта:

1. С помощью аппарата для идентификации зубного налёта и зубного камня QScan Plus. Это устройство, принцип работы которого основан на технологии QLF – quantitative light-induced fluorescence (количественная светоиндуцированная флюоресценция). В основе технологии лежит свойство некоторых органических веществ поглощать свет определённой длины волны (цвет), а затем испускать поглощённую энергию на другой длине волны. После фильтрации получается изображение QLF, в котором зубной налёт виден в красном цвете.

2. С помощью таблетки для окрашивания зубного налёта Curaprox PCA. В основе таблеток лежит природный краситель эритрозин.

Для фотографирования использовались камеры мобильных устройств. Фотографии в дальнейшем подвергались обработке для повышения качества.

 

Работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Автором был разработан общий протокол исследования, подготовлены необходимые документы: индивидуальные протоколы участников, согласия на участие в исследовании.

Второй этап – определение участников исследования. Группа состояла из 10 учеников

11-х классов МОУ СОШ им. А. С. Попова г. о. Власиха.

Третий этап – проведение основных исследований:

- визуализация зубного налёта с помощью аппарата QLF, фотосъёмка налёта фронтальных зубов и языка в свете рамки QLF;

- визуализация зубного налёта с помощью индикаторных таблеток; фотосъёмка окрашенных зубов;

- демонстрация участнику исследования фотографий с определённым зубным налётом в свете QLF и в окрашенном виде;

- тренинг по технике чистки зубов: автор показывал правильные движения, которые необходимо совершать при чистке зубов;

- анкетирование участников включало два вопроса: какой способ индикации (обнаружения) зубного налёта вы бы предпочли использовать на регулярной основе? ваша техника чистки зубов до сегодняшнего урока была правильная, скорее правильная, скорее неправильная, неправильная (выбрать);

- заполнение индивидуального протокола.

Четвёртый этап – обработка полученных данных. Каждая фотография была перенесена на компьютер и отредактирована. Затем автор провёл подробный анализ каждой фотографии с описанием видимой ситуации.

 

Пятый этап – моделирование карты зубного налёта на основании фотографий зубов в свете QLF с использованием приложения Paint 3D.

 

Результаты

1. Была создана визуальная карта зубного налёта.

2. При моделировании визуальной карты скопления зубных отложений методом дробного наложения выявлено, что наибольшие скопления налёта расположены в межзубных промежутках нижнего ряда зубов, на клыках (зубы 13, 23, 33, 43), на нижних премолярах (зубы 34 и 44).

3. Определение и визуализацию зубного налёта методом светоиндуцированной флюоресценции с помощью QScan Plus предпочли использовать 8 из 10 учеников, 2 ученика отдали своё предпочтение окрашивающим таблеткам.

Выводы

1. Результаты показали, что QScan Plus является удобным инструментом для индикации зубного налёта, как для специалистов, так и для пациентов, и занимает минимальное количество времени.

2. Устройство позволяет увидеть именно те участки зубов, которые плохо вычищаются на регулярной основе.

Перспективы использования результатов работы

Созданную визуальную карту могут использовать специалисты, чтобы мотивировать пациентов обращать особое внимание на плохо вычищаемые участки зубов.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Награды/достижения

IV научно-практическая конференция «Старт в медицину», АГМУ, Барнаул – 3-е место.

Мнение автора

«Выполненная работа – полезное и перспективное исследование, в ходе которого были обнаружены некоторые факты, ранее не обсуждавшиеся в доступной литературе.

Конференция «Старт в медицину» является интереснейшим мероприятием, открывает двери в медицину ученикам, которые стремятся заниматься научной деятельностью»