Проекты*

Содержание пищевых добавок в йогуртах

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Безопасность жизнедеятельности человека»

Направление работы: Здоровьесбережение
Авторы работы: ГБОУ Школа № 283
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

В пищевой промышленности широко используют консерванты и антиоксиданты (вещества, которые повышают сроки хранения продуктов, защищают их от порчи и окисления), а также другие пищевые добавки. Как правило, они скрываются в маркировке продуктов под буквами «Е». Существуют добавки, разрешённые на территории России, поэтому важно знать, каково их содержание, насколько они полезны и какое влияние оказывают на организм человека.

Цель

Выяснить, что такое пищевые добавки, зачем их добавляют в йогурты, их влияние на организм человека.

Задачи

1. Собрать и проанализировать научные данные о пищевых добавках, об их классификации и характеристиках.

2. Выяснить значение пищевых добавок, используемых в производстве кисломолочных продуктов (йогуртов).

3. Выяснить влияние пищевых добавок на здоровье человека.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• 10 образцов йогуртов

• Одноразовые чашки Петри

• Пипетки стеклянные

• 5%-й спиртовой раствор йода

• Уксус столовый 9%

Описание

Исследование состояло из трёх этапов: опроса, изучения состава йогуртов по этикеткам, самостоятельного эксперимента.

С целью выявления информации о том, что знают подростки о составе йогурта, его пользе, был проведён опрос среди учащихся 10 классов.

На следующем этапе автор выяснил по этикеткам состав 10 разных йогуртов, есть ли среди добавок опасные для здоровья.

Затем автор в домашних условиях проверил содержание некоторых пищевых добавок в йогуртах. Для контрольного образца он приготовил йогурт сам, используя в качестве закваски йогурт с натуральным составом. Самая простая пищевая добавка, которую можно обнаружить – это крахмал. Качественная реакция – реакция с раствором йода. При наличии крахмала йогурт приобретает тёмно-фиолетовую окраску. 

Ещё одна добавка, которую можно определить, это сода. Для этого к йогурту добавляли небольшое количество уксуса.

Результаты

1. Большинство подростков употребляют кисломолочную продукцию каждый день (78,2%), чаще всего йогурт. При этом на состав обращают внимание меньше половины опрошенных (36,4%), в честность производителей верят 25,5% школьников. 

2. Проанализировав на этикетках состав 10 йогуртов различных производителей, автор выяснил, что в 5 образцах содержались различные добавки без маркировки «Е».

3. Один образец имел натуральный состав, не содержащий пищевых добавок, 4 образца – натуральные пищевые добавки, которые считаются не опасными для здоровья. Остальные 6 йогуртов имели в своём составе добавки, относящиеся к категории «указывать обязательно», «употреблять с осторожностью», из них 4 образца содержали ароматизаторы без маркировки «Е» и названий.

4. При добавлении йода и соды к контрольному образцу ни одна реакция не произошла.

5. В составе образца № 2 крахмал был не указан, но йогурт приобрёл фиолетовую окраску, что свидетельствует о присутствии крахмала.

В образцах, где был указан крахмал в составе, качественная реакция также прошла и образцы приобрели фиолетовую окраску.

6. Все образцы, кроме одного, не проявили никакой реакции при взаимодействии с уксусом. В образце № 4 появилось немного пузырьков. Значит, в этом йогурте есть следы соды или мела.

Выводы

1. Пищевые добавки – это природные или искусственные вещества и их соединения, которые специально вводятся в пищевые продукты в процессе их производства для придания им определённых свойств и сохранения их качества.

2. Существуют пищевые добавки, запрещённые в Российской Федерации (Е121, E173, E240), неразрешённые (E103, E107, E125, E127, E128 и др.). 

3. Подростки мало осведомлены о составе йогуртов.

4. Не все производители честно указывают состав йогурта, в том числе не наносят маркировку «Е». 

5. Каждый должен выбрать для себя сам: покупать продукты с Е-добавками или нет.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут быть использованы на классных часах как в средней, так и в младшей школах для популяризации здорового образа жизни среди учащихся.

Мнение автора

«Я ученик медицинского класса, этот выбор я сделал осознанно. В первую очередь я хочу сохранить своё здоровье и здоровье моей семьи. Поэтому предметом исследования я выбрал пищевой продукт – йогурт. В своё время великий медик Гиппократ сказал: «Мы есть то, что мы едим». Я с ним абсолютно согласен. Конкурс проектов «Старт в медицину» подтолкнул меня к такому исследованию. Я благодарен организаторам за проведение такого конкурса»