Проекты

Оптимизация психофизиологического состояния спортсменов старшего подросткового возраста

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Психология, Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1298 «Профиль Куркино»
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Контроль и гармонизация процесса управления человеком собственным психофизиологическим состоянием рассматриваются учёными-психологами в качестве гаранта успеха в деятельности, в том числе спортивной.

К деятельности спортсменов предъявляются особые требования, так как она проявляется на крайне высоком уровне интенсивности. Стрессогенность выступлений и соревнований, высокая ответственность за свои действия и результаты – всё это доводит спортсменов до крайнего психоэмоционального напряжения, что сказывается на их деятельности, вызывая скованность и неспособность продуктивно мыслить и активно действовать.  Одной из проблем психофизиологических состояний спортсменов, имеющей практическое значение, является проблема их оптимизации, основная цель которой – гармонизация взаимоотношений с окружающим миром и с самим собой.

Цель

Определить эффективность влияния программы, основанной на методах психической саморегуляции, на оптимизацию психофизиологического состояния у спортсменов старшего подросткового возраста (на примере спортсменов-баскетболистов).

Задачи

1. Изучить особенности психофизиологических состояний спортсменов подросткового возраста.

2. Определить эффективность влияния метода психической саморегуляции на оптимизацию психофизиологических состояний спортсменов.

3. Разработать рекомендации для тренеров и спортсменов по оптимизации психофизиологического состояния.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• «Оценочная шкала уровня тревожности» Ч.Д. Спилбергера

• «Опросник для оценки острого физического утомления» А.Б. Леоновой

• «Шкала состояний» (ИСК) А.Б. Леоновой.

Описание

В исследовании приняли участие 50 спортсменов-баскетболистов Школы № 1298 «Профиль Куркино» в возрасте от 16 до 18 лет.

На первом этапе все спортсмены были разделены на две группы по 25 человек:
– экспериментальная (ЭГ), в которой проводилась тренинговая программа, основанная на методах психической саморегуляции, а также психодиагностические измерения;
– контрольная (КГ), в которой были проведены только психодиагностические измерения.

На втором этапе исследования был произведён первичный замер показателей психофизиологического состояния спортсменов при помощи методик: «Оценочная шкала уровня тревожности» Ч.Д. Спилбергера, «Опросник для оценки острого физического утомления» А.Б. Леоновой, «Шкала состояний» (ИСК) А.Б. Леоновой, а также было произведено измерение пульса.
На третьем этапе с участниками экспериментальной группы была выполнена программа оптимизации психофизиологического состояния, основанная на методах психической саморегуляции.
На четвертом этапе исследования была проведена повторная диагностика показателей психофизиологического состояния спортсменов и сделаны выводы о влиянии метода психической саморегуляции на оптимизацию психофизиологического состояния.

Для обработки данных использовали методы: Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни.

На основании полученных результатов были разработаны рекомендации для тренеров и спортсменов по оптимизации психофизиологического состояния.

Результаты

1. Спортсменам обеих групп наиболее свойственна высокая тревожность (ЭГ – 56%, КГ – 54%)

2. Большинство спортсменов оценивают своё состояние комфорта на среднем уровне (ЭГ – 44%, КГ – 40%), из чего можно сделать вывод, что в целом для спортсменов характерно благоприятное психофизиологическое состояние.

3. Большинство опрошенных говорят об умеренной степени физического утомления (ЭГ – 52%, КГ – 44%).

4. Учащённое сердцебиение перед игрой свойственно участникам обеих групп, что говорит об их напряжённом психологическом и физиологическом состоянии (ЭГ – 51%, КГ – 48%).

Выводы

1. На констатирующем этапе исследования показатели психофизиологического состояния, такие как тревожность, острое физическое утомление, комфорт, уровень пульса, в обеих группах у большинства испытуемых имеют умеренные и негативные характеристики.

2. На контрольном этапе после прохождения программы, основанной на методах психической саморегуляции, в психофизиологическом состоянии спортсменов экспериментальной группы выявлены значимые изменения (p=0,01). Состояние спортсменов стало более благоприятным, отмечается снижение уровня тревожности, дискомфорта, утомления.

Оценка показателя ситуативной тревожности


Оценка субъективного комфорта спортсменов


Оценка физического утомления спортсменов


Количественные показатели измерения пульса

3. В связи с улучшением общего психофизиологического состояния возрастает деятельностная активность, что очень важно в спортивной деятельности. При этом в контрольной группе, в которой спортсмены не занимались по программе оптимизации психофизиологического состояния, значимые изменения не выявлены, таким образом, гипотеза о том, что использование методов психической саморегуляции позволяет оптимизировать психофизиологическое состояние спортсменов старшего подросткового возраста, подтвердилась.

Перспективы использования результатов работы

Результаты могут быть использованы в практике психологического группового консультирования спортсменов, при решении вопросов повышения уровня успешности команды и оптимизации состояний спортсменов.