Проекты

Средства смягчения высказывания в медицинской речи в художественных текстах русской литературы

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1357
Предметы: Биология, Литература
Классы: 9 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Необходимым условием успешного лечения можно считать создание особой атмосферы отношений между врачом и больным. Подобная атмосфера выдвигает определённые требования как к внутренним качествам врача, к его нравственному состоянию, так и к внешним формам поведения медицинского работника.

Проблемы культуры общения врача и пациента в век научно-технического прогресса и развития информационных технологий приобретают особую актуальность: с одной стороны, появляются дополнительные современные возможности диагностики и лечения больных, с другой – внедрение техники создаёт своеобразный барьер между врачом и больным.

Поскольку отношения врача и пациента – это, в первую очередь, коммуникативное взаимодействие, необходимым условием общей профессиональной компетенции врача является языковая культура.  Огромное воздействие оказывают слова врача не только на психику больного, но и на его физическое состояние. Это давно известно исследователям медицины. Слово доктора может не только исцелить, но и ранить: затянуть течение болезни, вызвать болезненные добавочные явления и прочее.

Цель

Выполнить комплексный анализ языковых средств смягчения речи врачей – персонажей русской литературы XIX – начала XXI веков и создать сборник «Средства смягчения медицинской речи. Литературно-художественные материалы и упражнения».

Задачи

1. Собрать материалы из произведений русской литературы, содержащие диалоги врачей и пациентов.

2. Выполнить качественный анализ текстов: выявить языковые средства смягчения медицинской речи героев, а также функции указанных средств в каждой конкретной ситуации.

3. Создать классификацию языковых средств смягчения речи врачей в русской литературе.

4. Разработать систему заданий и упражнений по теме исследования.

5. На основе собранных материалов создать сборник «Средства смягчения медицинской речи. Литературно-художественные материалы и упражнения».

Описание

Изучив научную информацию о языковых средствах смягчения категоричности высказываний, автор составил список художественных произведений, затрагивающих медицинскую тематику и содержащих диалоги между врачами и пациентами. Предпочтение было отдано произведениям, которые не только основаны на реальной жизни (роман А.И. Солженицына «Раковый корпус»), но и написаны врачами и повествуют о случаях из практики: произведения А. П. Чехова, М. Булгакова, талантливых хирургов Ю. Крелина, Ф. Углова, врачей Л. Улицкой, Л. Фридланда, «Записки врача»
В. Вересаева и др.

Было отобрано более 100 фрагментов, содержащих не только наиболее яркие образцы доброжелательных, мягких высказываний врачей, но и примеры некорректного речевого поведения, заслуживающего порицания и исправления. В исследовании представлено
89 фрагментов.

Далее был проведён качественный анализ текстов: определены языковые средства смягчения речи медиков, их функции в каждой конкретной ситуации. Используя научную литературу, автор изучил структуру сборника согласно правилам: аннотация, предисловие, главы в соответствии с классификацией языковых средств смягчения речи, примеры из литературы, комментарии о роли языковых средств, иллюстрации, послесловие.

Результаты

1. Частыми средствами передачи смягчения высказывания медиков в рассмотренных литературных произведениях являются лексические средства (31%). Эвфемизмы медицинской тематики в собранном материале составляют 5 тематических групп и являются ведущим средством смягчения высказывания.

2. Не менее популярными являются словообразовательные средства (30%), среди которых наиболее часты уменьшительные суффиксы как в именах существительных, так и в прилагательных.

3. Создана классификация найденных в русской литературе языковых средств смягчения медицинской речи. Виды языковых средств: лексические, грамматические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические.
4. На основе собранного литературного материала разработан ряд упражнений, направленных на закрепление и проверку знаний по теме «Средства смягчения высказывания в медицинской речи».
5. Создан сборник «Средства смягчения медицинской речи.  Литературно-художественные материалы и упражнения», состоящий из 7 глав в соответствии с авторской классификацией языковых средств, включающий 23 упражнения разной степени сложности.

Выводы

1. Различные языковые средства смягчения высказывания способствуют усилению положительного воздействия словом, установлению контакта врача с пациентом, успешному лечению.

2. Неверное врачебное слово может ухудшить как психологическое, так и физическое состояние больного.

3. Положительный эмоциональный контакт врача с больным способствует углублению познания личности пациента, большей действенности лечебных средств, приносит чувство удовлетворённости ходом лечения и врачу, и пациенту.

4. Использование учебного материала сборника «Средства смягчения медицинской речи. Литературно-художественные материалы и упражнения» в сочетании с образностью литературного текста:

  • формирует у учащихся более точные представления о средствах смягчения речи;
  • способствует осознанию необходимости в использовании медиками указанных средств;
  • часть текстов способствует развитию профессионально необходимых чувств сопереживания, сострадания, умения дать эмоциональный резонанс;
  • тренировочные упражнения позволят применить полученные знания на практике (отредактировать некорректное высказывание врача, заменить нежелательные наименования эвфемизмами и т.п.);
  • художественно интерпретированные случаи из реальной практики врачей-писателей в какой-то мере подготовят будущих медиков к тому, с чем они могут столкнуться в дальнейшем.

Перспективы использования результатов работы

Материалы исследования могут быть использованы педагогами в учебных курсах по культуре речевого общения. будет полезен при изучении медицинской этики и деонтологии.

Мнение автора

«Мне очень понравилось работать с проектом. Проектная деятельность – это всегда увлекательно и интересно. Я планирую продолжить свою работу над темой изучения эвфемизмов в литературе»