Проекты*

Учебная мотивация как основной фактор успешного обучения в средней и старшей школе

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология» среди индивидуальных работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа «Кузьминки»
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Актуальность

Борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний школьниками продолжает оставаться нерешённой задачей на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от чего зависит главным образом успех или неуспех в обучении.

Цель: определить влияние внешней и внутренней учебной мотивации на успешность обучения в средней и старшей школе.

Задачи

  • Изучить теоретический материал по теме.
  • Установить взаимосвязь между внешней и внутренней мотивацией обучающихся средней и старшей школы и их результатами обучения.
  • Разработать рекомендации обучающимся средней и старшей школы для увеличения уровня учебной мотивации.

 

Содержание работы

Для определения влияния внешней и внутренней школьной мотивации на успешность обучения мы использовали «Тест-опросник направленности учебной мотивации» (ОНУМ).

В исследовании приняли участие обучающиеся 7-х и 10-х классов – 85 человек.

Анализируя полученные в ходе диагностики данные, мы пришли к выводу о том, что у обучающихся 7-х и 10-х классов, принявших участие в нашем исследовании, отмечается достаточно высокая мотивация к учебной деятельности с преобладанием внешней мотивации.

После определения результатов тестирования, используя методы беседы и наблюдения, были сделаны следующие выводы:

  1. 42% обучающихся с внешней учебной мотивацией имеют отрицательное отношение к учению и низкие результаты учения;
  2. 42% − слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку;
  3. 15% − неумение ставить цели, преодолевать трудности;
  4. 44% −  нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, к учителям;
  5. 25% − безразличное отношение к учению (по словам учителей «способный, но ленивый»);
  6. 84% обучающихся с внутренней мотивацией имеют положительное отношение к учению;
  7. 53% − умеют ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

    

Выводы

1. Внешние и внутренние мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью.

2. У школьников, хорошо успевающих и проявляющих интерес к знаниям, преобладает внутренняя мотивация.

3. У школьников, хорошо успевающих, но без ярко выраженного интереса к знаниям, наблюдается совпадение внешних и внутренних мотивов. У них доминируют внешние мотивы: «получение отметки», «похвала» и «требование».

4. У посредственно- и слабоуспевающих школьников основным является мотив «избегание наказания».

5. Внешний мотив «избегания неудачи» присущ как успевающим, так и неуспевающим обучающимся 7-х и 10-х классов.

6. Успешные обучающиеся проявляют интерес к содержанию предмета, активно работают на уроках, связанных с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока.

7. У обучающихся с высокой успеваемостью ярко выражена внутренняя мотивация «достижения успеха» − желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых.

8. У слабоуспевающих школьников 7-х классов мотив «достижения успеха» выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует