в московской школе
Тактильный атлас московского метрополитена для слабовидящих людей
Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» в секции «Проблемы XXI века» среди работ учащихся 10–11 классов |
Направление работы: Обществоведение
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1212
Email: Написать
Предметы: Информатика, Обществознание
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности»
|
Актуальность
Жизнь слабовидящих людей в мегаполисе затруднена, особенно в области обеспечения их мобильности. В нашей столице этой проблеме уделяется много внимания. В частности, в документе Правительства Москвы «Москва. Умный город – 2030» один из принципов формулируется как «цифровые технологии для создания безбарьерной среды». Это подразумевает обеспечение равных возможностей для всех москвичей в сфере достижения безопасности и комфортности передвижения средствами IT-технологий.
Тактильные карты-атласы для слабовидящих людей могут упростить их ориентирование в городской среде, в частности в московском метрополитене.
Цель
Способствовать решению проблемы передвижения слабовидящих людей в метрополитене путем создания тактильного атласа московского метро с помощью геоинформационных технологий.
Задачи
1. Проанализировать существующие решения.
2. Выбрать способ печати листов атласа.
3. Разработать листы атласа.
4. Описать алгоритмы его использования.
5. Напечатать листы атласа.
6. Протестировать атлас и перепечатать скорректированные листы.
Оснащение и оборудование, использованное при создании работы
● Географическая информационная система QGIS
● Актуальная карта московского метро
● Устройство PIAF (Picture In Flash)
● Термобумага ZY-TEX Swell Paper
Описание
Разработка началась с выбора способа печати листов атласа.
Выбор способа печати атласа
В настоящее время наиболее оптимальными технологиями печати тактильной графики являются печать брайлеровскими принтерами и печать на специальной капсульной термобумаге.
Брайлеровские принтеры могут использовать долговечные материалы (пластик, металл). Но используются они в основном для печати текста; графические тактильные изображения получаются некачественными или вообще не предусмотрены. Кроме того, эти устройства дороги и требуют специальных программ подготовки информации к печати.
Принцип действия устройств печати тактильной графики на специальной капсульной термобумаге основан на нагреве чёрных элементов (рисунок, заранее нанесённый на термобумагу). При этом активируются полипропиленовые микрокапсулы, которые, вспучиваясь, образуют рельефно-выпуклый рисунок, доступный для незрячих пользователей.
Устройства печати на специальной капсульной термобумаге сравнительно недороги и просты в использовании. К недостаткам можно отнести невозможность применения цвета и высокую стоимость капсульной термобумаги.
Для печати листов разрабатываемого атласа выбрана технология печати на капсульной термобумаге.
Автор проекта выражает благодарность сотрудникам отдела картографии и дистанционного зондирования Земли Института географии РАН и лично заведующему отделом Андрею Александровичу Медведеву за предоставленную возможность печати листов атласа.
Для печати использовалось устройство PIAF (Picture In Flash), термобумага ZY-TEX Swell Paper.
Разработанный атлас является тактильным тематическим атласом, содержащим схему линий московского метрополитена, включая монорельс и МЦК.
Атлас предназначен для ознакомления со схемой московского метрополитена и определения маршрута планируемой поездки в нём.
Для разработки схем линий московского метрополитена использовалась географическая информационная система QGIS.
Схемы линий метро разрабатывались на основании Общей схемы московского метро.
Уровень детализации, соображения удобства использования и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56832-2015 дают возможность использовать формат А3.
Информация структурируется по отдельным линиям метро.
Все листы, начиная со второго, имеют одинаковую компоновку тактильных элементов и одинаковую систему знаков.
Описаны алгоритмы использования атласа.
Предусматривается печать листов атласа на капсульной термобумаге.
Структура атласа
Атлас представляет собой набор из 18 листов:
- первый лист содержит полную схему метрополитена. Рис. 1;
- каждый лист № 2–18 содержит информацию об отдельной линии московского метро, монорельса или МЦК. Рис. 2
Результаты работы/выводы
Анализ существующих решений показал отсутствие аналогов разрабатываемого атласа.
В основу разработки атласа был положен выбор способа печати его листов – печать на капсульной термобумаге и среда разработки – геоинформационная система QGIS.
Была разработана структура атласа и применяемая знаковая система. Выбран формат листов А3, продумана их компоновка.
Текст и изображение графических элементов атласа выполнены согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 56832-2015.
Описаны алгоритмы использования атласа.
Проведено тестирование и на его основании напечатаны скорректированные листы атласа.
Перспективы использования результатов работы
Тактильный атлас московского метрополитена (включая монорельс и МЦК)
может быть использован слабовидящими людьми при планировании своей поездки:
- в домашних условиях;
- в организациях общества слепых (от Ломоносовского округа города Москвы такое пожелание уже поступило).
Атлас может быть использован и непосредственно при поездке в метро.
Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы
Проект был выполнен в сотрудничестве с Детским технопарком «Альтаир» РТУ МИРЭА
Награды/достижения
Проект выставлялся в текущем году.
Конференция «Старт в медицину» – победитель.
Конференция «Наука для жизни» – призёр.
Мнение автора
«Конференция была хорошо организована, прошла в доброжелательной атмосфере. Для меня наиболее ценными стали замечания и пожелания экспертов, а также возможность познакомиться с проектами других авторов»