Проекты*

Тактильный атлас московского метрополитена для слабовидящих людей

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» в секции «Проблемы XXI века» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Обществоведение
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1212
Предметы: Информатика, Обществознание
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности»

Актуальность

Жизнь слабовидящих людей в мегаполисе затруднена, особенно в области обеспечения их мобильности. В нашей столице этой проблеме уделяется много внимания. В частности, в документе Правительства Москвы «Москва. Умный город – 2030» один из принципов формулируется как «цифровые технологии для создания безбарьерной среды». Это подразумевает обеспечение равных возможностей для всех москвичей в сфере достижения безопасности и комфортности передвижения средствами IT-технологий.

Тактильные карты-атласы для слабовидящих людей могут упростить их ориентирование в городской среде, в частности в московском метрополитене.

Цель

Способствовать решению проблемы передвижения слабовидящих людей в метрополитене путем создания тактильного атласа московского метро с помощью геоинформационных технологий.

Задачи

1.    Проанализировать существующие решения.
2.    Выбрать способ печати листов атласа.
3.    Разработать листы атласа.
4.    Описать алгоритмы его использования.
5.    Напечатать листы атласа.
6.    Протестировать атлас и перепечатать скорректированные листы.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

●    Географическая информационная система QGIS
●    Актуальная карта московского метро
●    Устройство PIAF (Picture In Flash)
●    Термобумага ZY-TEX Swell Paper

Описание

Разработка началась с выбора способа печати листов атласа.

Выбор способа печати атласа

В настоящее время наиболее оптимальными технологиями печати тактильной графики являются печать брайлеровскими принтерами и печать на специальной капсульной термобумаге.

Брайлеровские принтеры могут использовать долговечные материалы (пластик, металл). Но используются они в основном для печати текста; графические тактильные изображения получаются некачественными или вообще не предусмотрены. Кроме того, эти устройства дороги и требуют специальных программ подготовки информации к печати.

Принцип действия устройств печати тактильной графики на специальной капсульной термобумаге основан на нагреве чёрных элементов (рисунок, заранее нанесённый на термобумагу). При этом активируются полипропиленовые микрокапсулы, которые, вспучиваясь, образуют рельефно-выпуклый рисунок, доступный для незрячих пользователей.

Устройства печати на специальной капсульной термобумаге сравнительно недороги и просты в использовании. К недостаткам можно отнести невозможность применения цвета и высокую стоимость капсульной термобумаги.

Для печати листов разрабатываемого атласа выбрана технология печати на капсульной термобумаге.

Автор проекта выражает благодарность сотрудникам отдела картографии и дистанционного зондирования Земли Института географии РАН и лично заведующему отделом Андрею Александровичу Медведеву за предоставленную возможность печати листов атласа.

Для печати использовалось устройство PIAF (Picture In Flash), термобумага ZY-TEX Swell Paper.

Разработанный атлас является тактильным тематическим атласом, содержащим схему линий московского метрополитена, включая монорельс и МЦК.
Атлас предназначен для ознакомления со схемой московского метрополитена и определения маршрута планируемой поездки в нём.

Для разработки схем линий московского метрополитена использовалась географическая информационная система QGIS.

Схемы линий метро разрабатывались на основании Общей схемы московского метро.

Уровень детализации, соображения удобства использования и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56832-2015 дают возможность использовать формат А3.

Информация структурируется по отдельным линиям метро.

Все листы, начиная со второго, имеют одинаковую компоновку тактильных элементов и одинаковую систему знаков.

Описаны алгоритмы использования атласа.

Предусматривается печать листов атласа на капсульной термобумаге.

Структура атласа

Атлас представляет собой набор из 18 листов:

- первый лист содержит полную схему метрополитена. Рис. 1;


- каждый лист № 2–18 содержит информацию об отдельной линии московского  метро, монорельса или МЦК. Рис. 2

Результаты работы/выводы

Анализ существующих решений показал отсутствие аналогов разрабатываемого атласа.

В основу разработки атласа был положен выбор способа печати его листов – печать на капсульной термобумаге и среда разработки – геоинформационная система QGIS.

Была разработана структура атласа и применяемая знаковая система. Выбран формат листов А3, продумана их компоновка.

Текст и изображение графических элементов атласа выполнены согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 56832-2015.

Описаны алгоритмы использования атласа.

Проведено тестирование и на его основании напечатаны скорректированные листы атласа.

Перспективы использования результатов работы

Тактильный атлас московского метрополитена (включая монорельс и МЦК)
может быть использован слабовидящими людьми при планировании своей поездки:

- в домашних условиях;
- в организациях общества слепых (от Ломоносовского округа города Москвы такое пожелание уже поступило).

Атлас может быть использован и непосредственно при поездке в метро.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

Проект был выполнен в сотрудничестве с Детским технопарком «Альтаир» РТУ МИРЭА

Награды/достижения

Проект выставлялся в текущем году.
Конференция «Старт в медицину» – победитель.
Конференция «Наука для жизни» – призёр.

Мнение автора

«Конференция была хорошо организована, прошла в доброжелательной атмосфере. Для меня наиболее ценными стали замечания и пожелания экспертов, а также возможность познакомиться с проектами других авторов»