в московской школе
«От школы до вуза». Создание авторской методики по адаптации подростков и молодых людей с нарушением слуха в массовых образовательных организациях
Работа победителя конкурса проектов и исследований по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» в секции «Образование в XXI веке» среди работ учащихся 7−9 классов |
Направление работы: Социология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2031
Email: Написать
Предметы: Биология, Психология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2021 года
|
Цель работы: создание методики, помогающей мотивированным подросткам и молодым людям с нарушением слуха адаптироваться в массовой школе и вузе.
Задачи работы:
- Изучить различные методики, помогающие мотивированным подросткам и молодым людям с нарушением слуха адаптироваться в массовой школе и вузе.
- Определиться с возрастной группой, для которой актуальна предложенная методика.
- Провести опрос среди старшеклассников школы на тему «Готовы ли старшеклассники принять в свой коллектив человека с ограниченными возможностями?»
- Разработать «мотивационный лист», помогающий подросткам и молодым людям понять, где бы они хотели учиться: в специализированной или массовой школе. И где бы они планировали получать образование в дальнейшем: колледж, вуз, по специализированной программе или общей.
- Проанализировать, обобщить и систематизировать личный опыт по адаптации в массовой школе.
- Встретиться со слабослышащими – студентами и выпускниками вузов, получающими или получившими образование по программе наряду со слышащими. Проанализировать, обобщить и систематизировать их опыт.
- Полученные знания и опыт обобщить и издать брошюру - методичку.
- Провести встречи – обсуждения, тренинги с молодыми людьми с нарушением слуха, с целью получения отзывов о методике и для ее доработки.
- Представить свою методику педагогам в школе.
- Продолжить развивать каналы на «YouTube», помогающие людям с нарушением слуха адаптироваться в слышащем мире.
- Продолжить развивать и дополнять методику, основываясь на личном жизненном опыте и других молодых людей с нарушением слуха.
Описание:
При работе над проектом разработана методика, позволяющая молодым людям с нарушением слуха успешно адаптироваться в массовых школах или вузах.
Методика рассчитана на молодых людей с нарушением слуха от 15 до 25 лет, выбирающих или уже выбравших свой образовательный путь, на тех, кто желает учиться (а потом работать) инклюзивно, в слышащих коллективах.
В основе методики – идеи когнитивной психологии, то есть опора, прежде всего, на интеллект подростка или молодого человека. Минимальный возрастной предел выбран потому, что к 15 годам начинаешь понимать, в каком направлении ты хочешь дальше развиваться в жизни и готов ли ты прикладывать усилия к достижению своих целей.
В основе концепции методики по адаптации подростков и молодых людей с нарушением слуха в массовых учебных заведениях 3 составляющие:
- Работа с мотивацией и добровольный выбор молодым человеком своего образовательного пути. (Разработка мотивационного листа).
- Разбивка проблемы адаптации на три составляющие проблемы: снижение успеваемости, недопонимание речи учителей и адаптация в коллективе. (Работа с каждой из этих проблем).
- Организация досуга в «речевой среде». В данном случае это ведение тематических ютуб – каналов.
Также проблема адаптации рассмотрена с точки зрения старшеклассников массовой школы. Среди старшеклассников школы проведен опрос «Готовы ли вы принять в свой коллектив человека с ограниченными возможностями?»
Опрос проводился через «Google forms», анонимно, с 25 по 30 марта 2020 года. В нем приняли участи 163 ученика 9, 10, 11 классов школы № 2031.
Результаты работы:
Пока разработанная методика опробована на 7 слабослышащих старшеклассниках, трое из которых перешли из школы для слабослышащих в массовую, четверо готовятся это сделать в новом учебном году. Все эти ребята считают данную методику адаптации полезной и реально им помогающей.
Кроме того, проведены очные и онлайн тренинги в центре спорта «Эволюция» и общественной организации инвалидов РООИ «Перспектива». Там методика была представлена широкому кругу молодых людей с нарушением слуха, а также старшеклассникам и студентам с другими формами инвалидности.
Отсняты сюжеты, иллюстрирующие основные моменты методики. Они, а также сюжеты с тренингов, обсуждения с молодыми людьми с ограниченными возможностями размещены на ютуб – канале «Как общаться с глухими».
Выводы:
Создание авторской методики, выпуск методички и ее интернет-сопровождение в виде канала на YouTube «Как общаться с глухими» помогает слабослышащим молодым людям адаптироваться в массовых образовательных организациях. Методику можно использовать во время проведения тренингов, онлайн – встреч с молодыми людьми с нарушением слуха (как показала практика, и с другими формами инвалидности), мотивированными учиться в слышащих коллективах (в школах и вузах).
Методику также можно использовать во время классных часов, инклюзивных онлайн-встреч, воспитывающих толерантность среди подростков в массовых школах. Думаю, что разработанная методика будет интересна и учителям из массовых школ, в классы к которым перешли слабослышащие старшеклассники. То же касается и преподавателей вузов.