Проекты*

«Это вам не игрушки!»

Работа призёра конкурса проектов и исследований по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» в секции «Проблемы XXI века» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1569 «Созвездие»
Предметы: Междисциплинарное обучение
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2021 года

Цель работы: Выяснить причины отрицательного отношения к определенным игрушкам.

Задачи:

  • Изучить научную литературу – узнать основные критерии для определения «вредных» игрушек;
  • Узнать у родителей, как они подходят к вопросу выбора игрушек детям;
  • Узнать у учеников младших классово популярных и вредных игрушках среди детей.

Описание:

В ходе исследования мы узнали критерии оценки игрушек, которые сформулированы московским центром психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, единственным в своем роде:

1. Мотивационная основа игры, которая связана с  привлекательностью игрушки для ребёнка;

2. Игровое действие, обусловленное  предназначением игрушки для определенного вида детской деятельности и необходимое для  осуществления ее развивающего потенциала. 

3. Операциональные характеристики игрушки, обеспечивающие возможность самостоятельного детского действия.

Нами был проведен социологический опрос среди многодетных родителей города Москвы (район Зябликово), с целью выяснения значимости детских игрушек в современном мире, отношения людей к ним, возможности использования «вредных» игрушек. Было выявлено, что многие родители обращают внимание на пользу игрушки перед покупкой, но все же есть значительная часть людей, которые не разбираются, поэтому их дети пользуются «вредными» игрушками. Они смотрят лишь на внешние черты игрушки, качество изготовления, не акцентируя внимание на несоответствие традициям и ценностям, отражаемые в предметах.

Нами был проведён опрос среди учащихся третьего класса школы (всего опрошено 26 человек). Оказалось, что большинство играют в игрушки, подходящие по возрасту, например, конструктор. Иногда наблюдаются противоречия во взглядах взрослых и детей при выборе игрушек. Наибольшее противоречие вызвала игрушка робот,  так как для детей она привлекательна своей внешностью и многофункциональностью. Хотя психологи отмечают, что наличие множества деталей в игрушке тормозит развитие фантазии. Также дети транслирует идею родителей о вреде компьютерных игр.

Результаты работы: 

Изучив научную литературу, мы узнали о видах и функциях игрушек, о существовании проблемы «вредных» игрушек и их пагубном влиянии на психику детей. С помощью анкетирования и сравнительно-аналитического метода мы выяснили, что многие родители не придают должного значения игрушкам. Они не осведомлены об их воздействии, не воспринимают игру как трудоемкий процесс развития ребёнка. Такие выводы были сделаны на основе ответов родителей об отрицательных качествах наиболее популярных игрушек. Люди поверхностно оценивали их, не задумывались о развивающей и угнетающей функции игрушек. Следствием этому может являться покупка и использование неполезных продуктов. Нами был проведён опрос среди учеников младшей школы, с помощью которого мы узнали о популярных игрушках. Иногда наблюдаются противоречия во взглядах взрослых и детей при выборе игрушек.

Выводы:

Наша гипотеза подтвердиласьне все родители осознанно подходят к выбору игрушки, испытывают трудности в определении ее полезности или вредности. Пути решения данной проблемы – просвещение населения (обучение), потребители должны знать о существовании проблемы «вредных игрушек» и об основных критериях оценивания игрушек психологами. Предлагаемые способы: создание блога о полезных и вредных игрушках, размещение социальной рекламы для целевой аудитории (например, на «Детском радио»), размещение плаката-памятки с основными правилами подхода к выбору игрушки в магазинах детских товаров. В дальнейшем необходимо введение обязательной психолого-педагогической экспертизы игрушек, чтобы оградить покупателя от неполезных продуктов.