Проекты

Использование логопедических игр в работе с детьми с ДЦП

Работа призёра конкурса проектов и исследований по направлению «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» в секции «Проблемы XXI века» среди работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Коррекционная педагогика
Авторы работы: ГБОУ Школа 236
Предметы: Биология, Психология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2021 года

Цель работы: Разработать и проверить на практике настольную игру, способную корректировать речевые нарушения у детей с ДЦП.

Задачи работы:

- Подобрать и изучить теоретическую основу для реализации проектной деятельности;

- Разработать настольную игру, способную корректировать нарушения речи, выявленные у ребенка с ДЦП;

- Провести обследование речи у ребенка с ДЦП, выяснить существующие проблемы речи;

- Провести регулярные занятия при помощи разработанной игры для коррекции нарушений речи, выявленных у ребенка.

Описание:

В ходе исследования была проведена самостоятельная диагностика ребенка под присмотром логопеда. Первое обследование подопечной М. было направлено на изучение артикуляционного аппарата. Следующим шагом стало конструирование настольной игры, содержащей различные задания для развития речи и устранения дефектов речи.

Разработанная настольная игра основывается на популярной игре «Монополия». Она включает в себя карточки с заданиями, шестигранный кубик, фишки участников, периодические призы и главный приз. Регулярно на протяжении 3 месяцев (август-октябрь) с подопечной М. проводились занятия, основанные на данной игре. Ребенок с удовольствием приходил заниматься, кроме того, сам просил поиграть. Призы, которые давались ребенку за успешное прохождение игры, поднимали настроение и не давали игре надоесть.

Результаты работы:

Работа не дала значительных видимых результатов. Речь ребенка, безусловно, обрела новые краски, слова стали выговариваться четче, но главные дефекты речи не были устранены. Проведенная нами работа никак не повлияла на звучание звуков [р], [р`]. Ребенок способен изменять формы слов, но особо трудные выражения ему не даются. Несмотря на то, что мы не достигли нашей цели, работа не остановлена, регулярные занятия продолжатся.

Выводы:

К сожалению, наша гипотеза не подтвердилась. В ходе работы над проектом мы пришли к выводам, что для исправления дефектов речи у детей с ДЦП требуется не только гораздо больше времени, но и комплексная работа специалистов, важны повторение пройденного материала вне занятий, реализация различных методов и методик. А так как игровая форма — это только одно направление работы по коррекции звукопроизношения, то и значимых результатов мы не смогли добиться. Для коррекции серьезных нарушений речи у детей с ДЦП необходимы такие процедуры, как дифференцированный логопедический массаж, расслабляющий или стимулирующий массаж, массаж артикуляционной мускулатуры и др. Кроме этого, артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения. Однако самый главный фактор успеха в работе с такими детьми – это комплексные занятия, включающие и массажи, и лекарственное воздействие, и упражнения. Но игра, которая получилась в итоге, является прекрасным дополнением к коррекционной работе. Она универсальна. По мере усвоения ребенком материала его можно разнообразить, дополнить, усложнить и заменить на тот, который относится к зоне ближайшего развития.