Проекты

Инстинкт симпатичного незнакомца

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Психология, Психофизиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1287
Предметы: Биология, Психология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

На современном этапе развития науки вопрос об инстинктах человека остаётся дискуссионным. Среди учёных существуют диаметрально противоположные мнения по исследуемой нами проблеме: одно гласит о том, что инстинкты у человека и у животных есть, другое придерживается гипотезы, что поведение человека зависит от его культуры и общества. В XXI веке многие представители социобиологии, этологии и эволюционной психологии продолжают развивать дискуссионную тему о содержании понятия «инстинкт» и его применимости к поведению человека.

Но несмотря на многообразие подходов к проблеме инстинктов, их антагонисты, признают один, не самый очевидный: человек поднимает брови и улыбается при виде симпатичного незнакомца (это экспериментальным путём установил Иренеус Эйбл-Эйбесфельдт).

Цели

  1. Изучить современное состояние анализа проблемы наличия инстинктов и причины их отсутствия
  2. Проверить гипотезу исследования на основе сравнительного анализа современных исследований на тему инстинктов
  3. Проанализировать эксперимент, на котором основывается работа.
  4. На основании данных работы Эйбл-Эйбесфельдта доказать справедливость существования «инстинкта симпатичного незнакомца»

Описание

В ходе проекта автор узнал много новой информации об инстинктах, проанализировал мнения учёных разных времен на данную тему. Проведённый эксперимент подтвердил выдвинутую автором гипотезу: «инстинкт симпатичного человека» существует. Правда со временем, возможно в следующем году, автор бы хотел усовершенствовать проект.

Проделанная работа была разделена на несколько основных этапов.

На этапе «Теоретический анализ проблемы исследования» автор сравнил мнения учёных различных периодов времени и попытался обобщить их высказывания, сформулировав при этом независимую точку зрения. Также автором был проведён анализ общего инстинктивного поведения человека, опирающийся на медицинско-практические работы некоторых учёных. В заключение первого этапа автор смог выдвинуть краткую обобщённую классификацию инстинктов.

Этап «Эмпирические исследования инстинктивного поведения человека» совмещал в себе как практическую, так и теоретическую части. Автором был проанализирован конкретный эксперимент учёного Эйбл-Эйбесфельдта, в котором он доказывает гипотезу нашего исследования, проверяя наличие специфических инстинктов у человека. В практической части автор решил повторить вышеупомянутый эксперимент с учениками школы. Результаты представлены на диаграмме.

Подняли брови при встрече с новым человеком 4 человека из семи, улыбка же была замечена у 6 человек. Пол «симпатичного человека» не важен: и юноши и девушки проявляли описанные действия. Разница не является существенной, поэтому данный эксперимент не может подтвердить наличие или отсутствие данного инстинкта. Но как говорилось ранее, можно отметить чёткое проявление улыбки у каждого исследуемого. Следовательно, исследование требует новых, более строгих и современных, возможно, аппаратных методов анализа движения бровей человека.

Результаты работы/выводы       

1. Изучено современное состояние проблемы наличия инстинктов и причины их отсутствия

2. Проведён сравнительный анализ современных исследований на тему инстинктов

3. Проведён видеоэксперимент с участием учеников школы № 1287, на основе анализа данных этого эксперимента сделан вывод

Традиционно инстинкт рассматривается как наследственный и неизменный компонент поведения. По современным представлениям, инстинкт неразрывно связан с научением и составляет с ним неразрывное целое. Учение об инстинктах человека имеет противоречивый характер и требует дополнительного исследования в области психологии, психофизиологии высшей нервной деятельности и медицины.