Проекты

Визуализация контролируемых элементов содержания (КЭС) школьных предметов

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Филология» среди работ учащихся 7−9 классов

Направление работы: Педагогика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1454 «Тимирязевская»
Предметы: Физика, Математика, Литература
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 2020 года

Актуальность

Существенным фактором, определяющим процессы в современном образовании, становится всё возрастающая роль визуализации. Современный мир визуален, и учёные постоянно доказывают важность образов в запоминании и усвоении информации, именно поэтому визуальные средства являются ценным элементом процесса обучения.

Цель

Визуализация тематических КЭС школьных предметов через создание атомиков, облаков ключевых слов текста, моделирование и использование зрительного ряда на уроках во время устного ответа, написания проверочных работ, для подготовки к ГИА.

Задачи

  1. Изучить содержание тем и правил по школьным предметам.
  2. Выбрать КЭС по школьным предметам: литературе, математике, физике.
  3. приложения Canva, Mentimeter, Patternator, WordArt.
  4. Создать атомики в приложении «Canva».
  5. Создать опросы в приложении «Mentimeter».
  6. Создать модель для визуализации данных в приложениях Patternator, WordArt.
  7. Разместить атомики в МЭШ и доступных интернет-источниках.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Художественные тексты, правила, формулы по физике и математике интернет-ресурсы
  • Canva, Mentimeter, Patternator, WordArt и другие
  • Материалы для создания модели (видео о создании модели https://www.youtube.com/watch?v=8geCJOJW_ko)

Описание работы

Автор проекта продемонстрировал работу в различных сервисах: графическом редакторе Canva – для создания карточек; в приложении Mentimeter – для создания ключевых облаков слов; в приложении Patternator – для визуализации литературных образов; в приложении WordArt – для создания цифровых рисунков слов. Автор также спроектировал модель своими руками для использования на практических занятиях https://youtu.be/8geCJOJW_ko.

Интерактивные карточки помогают узнать подробности текста, образа героя, а также получить дополнительную информацию о произведении. Самостоятельно созданные карточки помогут старшеклассникам в написании итогового сочинения и ЕГЭ.

Карточки-атомики размещены в Московской электронной школе (МЭШ), чтобы ими могли пользоваться все участники образовательного процесса. По количеству просмотров можно отследить интерес к работе, а по рейтингу (количеству звездочек) – качество контента.

Интерактивные карточки размещаются на сайте «Современные

педагогические технологии», автором и редактором которого является руководитель проекта. Материал находится в открытом доступе для всего педагогического сообщества и не только.

Аналогов такой работы нет, так как атомики – новшество МЭШ с 2016 года.

Помимо Московской электронной школы материалы также размещены в социальных сетях (Instagram @kartochki_atomiki, ВКонтакте в Сообществе «Карточки-атомики» @kartochki_atomiki) и на виртуальной доске Padlet.

Результаты работы/выводы

В ходе работы над проектом были достигнуты следующие результаты:

  1. Созданы интерактивные карточки по прочитанным произведениям.
  2. Продемонстрировано содержание произведений в доступной графической форме.
  3. Удалось заинтересовать подростков интерактивными карточками.
  4. Приобретены навыки работыс программой «Canva».
  5. Созданные атомики размещены в МЭШ.

Работа над визуализацией КЭС также способствовала формированию метапредметных результатов:

  • из журналистики – стиль написания
  • из информатики и программирования – умение работать с программными средствами
  • из психологии – ориентация на читательскую аудиторию
  • из картографии – знакомство с принципами дизайна карты
  • из статистики – правила обозначения данных графика
  • из графического дизайна – законы композиции, макетирование, колористика.

Перспективы использования результатов работы

В будущем планируется создавать атомики по изученным художественным текстам, правилам и формулам 6–9 классов по математике, 7–9 классов по физике и другим предметам, а также модели по другим темам.

Награды/достижения

  1. Конкурс школьных проектов гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного, медико-биологического и технического профилей для учащихся Москвы и Московской области «Наука начинается в школе-2019» (РУДН) – 1 место.
  2. VII научно-практическая конференция социально-гуманитарных исследований и проектов «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему» (ГБОУ Школа № 1535) – 2 место.
  3. Российская научная конференция школьников «Открытие» (2019 г.) – 1 место.

Особое мнение  

«Я считаю, что проектная работа вызовет больший интерес современных учеников к изучению школьных предметов, такие способы помогут более простым путём понять и осознать все тонкости того или иного профиля. А использование современных приложений и IT-ресурсов привлечёт молодую аудиторию и научит более взрослую пользоваться такими методами обучения»