Проекты

Разработка модели мобильной осветительной системы

Работа призёров конкурса проектов и исследований «Инженеры будущего» открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» в секции «Строительство, дизайн и архитектура» среди работ учащихся 10–11 классов

Направление работы: Инженеры
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1579
Предметы: Информатика, 3D-моделирование
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Инженеры будущего» открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» 2021 года

Актуальность

Цель аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций – помощь людям, оказавшимся в беде, локализация и подавление очагов опасности, предотвращение пагубных последствий, а также создание условий для дальнейшей стабилизации и улучшения ситуации.

Темнота осложняет проведение таких работ, особенно в отдалённых от цивилизации местах и/или на сильнопересечённой местности. Также в таких местах часто нет ни мобильной, ни иной радиосвязи.

Цель

Разработать модель мобильной осветительной системы, пригодную для развёртывания в труднодоступных местах при проведении аварийно-спасательных операций.

Задачи

  1. Изучить технологии моделирования в пакете AutoCAD.
  2. Собрать данные по существующим вариантам освещения зоны аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  3. Научиться самостоятельно анализировать потоки данных и принимать технически обоснованные решения.
  4. Создать на основе полученной информации дизайн модели.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Пакет САПР Autodesk AutoCAD

Описание

В своей работе авторы собрали данные о существующих мобильных осветительных системах, проанализировали их, сформулировали требования к конструируемой модели.

На заключительном этапе работы была создана модель, в которой авторы привели порядок развёртывания системы в зоне работы спасателей и несколько алгоритмов возможного применения системы при проведении аварийно-спасательных работ.

Прямых аналогов в мире не существует, но работы в аналогичном направлении ведутся.

В рамках работы над проектом авторы смоделировали действия подразделения (в составе 1 взвода роты инженерно-технического обеспечения спасательного центра МЧС) в труднодоступном районе. Такие подразделения быстрого реагирования могли бы быть созданы в важнейших населённых пунктах федеральных округов нашей страны с возможностью выдвинуться из мест дислокации в район ЧС за кратчайшее время.

Согласно принятой в рамках работы над моделью гипотезе место проведения поисково-спасательных работ находится в труднодоступной гористой местности в 700 м от грунтовой дороги. Радиосвязь центра с группой работающих в зоне спасателей затруднена сложным рельефом местности. Остановка спасательных работ на ночное время нежелательна.

Перед подразделением стоит задача обеспечить спасателям освещение и связь в зоне ведения работ, а также, при необходимости, обеспечить подвоз груза медикаментов и продовольствия.

Результаты работы/выводы

Проект обозначил в общих чертах вариант использования БПЛА в техническом обеспечении поисковых и спасательных операций. Пока это принципиально новая технология.

Создана модель автономной мобильной системы освещения, пригодная для развёртывания в труднодоступных районах с пересечённой местностью, размещаемая вне зоны аварийно-спасательных работ с целью избежать создания помех для спасателей и техники.

Созданные с помощью 3D-модели иллюстрации наглядно показывают систему в походном положении, все этапы развёртывания системы и систему в рабочем положении.

Проект можно использовать в работе поисково-спасательных подразделений.

Система могла бы сопровождать лучом света патрульный наряд вдоль участка инженерных сооружений либо подсвечивать участок местности, по которому предположительно прошёл нарушитель.

Перспективы использования результатов работы

В перспективе авторы планируют получить профильное высшее образование и принять участие в разработке реальных образцов подобных систем.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

Мнение автора

«В процессе работы над проектом мы получили новые знания в различных направлениях. Каждый из нас побывал в роли дизайнера, конструктора, корректора, технолога, экономиста и аналитика»