Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова Российской академии наук более четырёх лет взаимодействует со школами Москвы в рамках проекта «Академический класс». На базе лабораторий института учащиеся старших классов выполняют свои первые научные проекты.
Кандидат химических наук Екатерина Николаевна Зорина-Тихонова является одним из кураторов работы со школьниками в лаборатории химии координационных полиядерных соединений ИОНХ РАН.
Под её руководством учащаяся ГБОУ «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова» Вероника с 10 класса занималась исследованием координационных полимеров металлов, а сейчас, являясь студенткой третьего курса химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, выполняет в ИОНХ РАН курсовую работу.
«Работы школьников относятся, как правило, к наиболее актуальным задачам нашей лаборатории. Ребята включаются в определённые этапы работы, принимают участие в получении и исследовании новых перспективных координационных соединений, что вызывает у них большой энтузиазм», – пояснила Екатерина Зорина-Тихонова.
В настоящее время Е.Н. Зорина-Тихонова руководит выполнением 4-х проектов учащихся старших классов. Одна из школьниц, Елизавета (учащаяся 11 класса ГБОУ «Школа № 2098 «Многопрофильный образовательный центр» им. Героя Советского Союза Л.М. Доватора»), стала соавтором статьи в научном журнале «Координационная химия», поскольку ей удалось получить новое, ранее неизвестное соединение – комплекс цинка(II) c 4-этокси-3-арилиден-1-пирролином.
«Моя работа выполнялась в рамках темы «Синтез координационных соединений переходных металлов с 3-арилиден-1-пирролинами». При работе в лаборатории под руководством Екатерины Николаевны я рассчитывала массу реагентов, готовила навески и осуществляла сам синтез. Далее проводилось выделение вещества и подготовка образцов к исследованию», – комментирует свой проект одиннадцатиклассница Елизавета.
Используемые в этой работе исходные органические соединения (лиганды) – российского производства, их синтез проводится в рамках сотрудничества с Институтом органической и физической химии имении А.Е. Арбузова Казанского научного центра РАН.
По словам Екатерины Зориной-Тихоновой, полученные лиганды и комплексы на их основе являются крайне интересными объектами, проявляют биологическую активность и рассматриваются в качестве потенциальных антибактериальных препаратов. При этом сочетание лиганда с биоактивными металлами в координационном соединении может привести к проявлению улучшенных свойств, например, усилению антибактериальной активности. Исследования, направленные на создание и изучение перспективных биологически активных материалов, имеют понятную для школьников цель и вызывают у них большой интерес. Благодаря участию в реализации практически значимых научных проектов у ребят появляется уникальная возможность узнать, как устроен мир науки и что означает «быть учёным». Приобретённый опыт помогает школьникам определиться с выбором будущей профессии.