Проекты

Сравнение первичных реакций мозга на голоса различных тембров человека

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» в секции «Поиск»

Направление работы: Нейробиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1571
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» 2021 года

Актуальность

В речевой коммуникации проявление фасцинирующей функции речи наблюдается в усилиях коммуникатора по созданию условий, обеспечивающих достижение конечной цели – управление деятельностью коммуниканта, привлечение внимания и создание атмосферы доверия к передаваемой информации и ее источнику.

В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, социальные преобразования, порожденные научно-техническим прогрессом, резко повысили психические нагрузки на детей в условиях школы. Начиная с 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет.

Цель

Создать краткое описание методики проведения эксперимента и его результатов по определению эффективности влияния четырёх тембров голоса дикторов на создание благоприятных условий для принятия информации головным мозгом испытуемых и на процессы смыслового восприятия устного речевого сообщения.

Задачи

  1. Рассмотреть и проанализировать состояние проблемы ухудшения усвоения материала в учебных заведениях во время интернет-уроков.
  2. Провести социологический опрос.
  3. Подобрать объекты для исследования.
  4. Изучить слух как один из методов восприятия головным мозгом информации.
  5. Провести эксперимент.
  6. Провести экспериментальный анализ полученных данных ЭЭГ.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Электроэнцефалограф
  • Ноутбук с установленной программой EEGLAB

Описание

В эксперименте принимали участие в качестве испытуемых учащиеся школы № 1571 города Москвы разного пола. Были отобраны 4 диктора – представители обоих полов. Каждый испытуемый прослушивал 4 дорожки аудиозаписи голосов дикторов длительностью 3 секунды. Речь представляла собой логически связанные слова, произнесенные на английском языке. При этом производилась регистрация ЭЭГ в режиме реального времени при непрерывном мониторировании. Полученные данных обрабатывались при помощи программы EEGLAB.

Результаты работы/выводы

Наибольшая активность полушарий головного мозга была отмечена у представителей мужского пола на тембр «Контральто» и «Меццо-сопрано», в то время как у представительниц женского пола наибольшая активность наблюдалась при стимуле «Контральто» и «Тенор», так как было зарегистрировано преобладающее количество альфа- и тета-ритмов именно у данных тембров, частота варьировалась от 4 до 13 Гц.

Перспективы использования результатов работы

Проведенное исследование позволяет учитывать использование определенных тембров голоса и изменение эмоциональной окраски тона для коммуникации с учащимися, что может уменьшить количество школьников, имеющих трудности в обучении.

Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы

НИЦ Курчатовский институт