Проекты

Разработка навыка «Собираемся в школу» для голосового помощника «Алиса»

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» в секции «Первые шаги в науку»

Направление работы: Информационные технологии и искусственный интеллект
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1534 «Академическая»
Предметы: Информатика, Окружающий мир
Классы: 4 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» 2021 года

Актуальность

Разработка поможет обучающемуся в организации учебного дня.

Цель

 Создание нового навыка для голосового помощника «Яндекс Алиса».

Задачи

1. Изучить источники по теме и понять устройство голосового помощника.

2. Изучить способ создания навыков для «Алисы» без программирования.

3. Подготовить команды для собственного навыка.

4. Оформить их в конструкторе навыков.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Компьютер для поиска и анализа информации, программы
  • MS Excel
  • MS Power Point
  • Конструктор навыков «Verter.online»
  • Платформа «Яндекс.Диалоги»

Описание

«Алиса» – это голосовой помощник или ассистент, созданный российской компанией Яндекс для упрощения взаимодействия между людьми и технологиями – смартфонами, «умными» домами, системами автомобилей и др.

Работает голосовой помощник при помощи мобильного или компьютерного приложения.

В процессе обработки информации Алиса может давать собственные ответы самостоятельно, обращаться к ресурсам интернета или заготовленным шаблонам. Шаблоны задаёт программист. Это и есть процесс обучения «Алисы».

Если необходимо, чтобы голосовой помощник реагировал на индивидуальные вопросы и давал подходящие ответы, то нужно создать шаблон, в котором будут прописаны вопросы и возможные варианты ответов на них.

Результаты работы/выводы

Создание нового навыка для голосового помощника потребовало освоения специальных конструкторов, наличия практических знаний в программировании. В процессе выполнения настоящей работы автором был разработан новый навык для голосового помощника «Яндекс.Алиса» «Собираемся в школу».

 Перспективы использования результатов работы

  1. Подготовить обучающий ролик для всех начинающих пользователей, чтобы они научились навыкам для голосовых помощников без написания кода с использованием визуальных конструкторов.
  2. Дополнить созданный навык справочником расписаний для всех четвёртых классов. В начале диалога пользователю будет предложено назвать свой класс. Далее «Алиса» будет помогать пользователю собираться в школу, учитывая расписание именно его класса.
  3. Использовать язык программирования Python для написания аналогичного навыка, но с большей функциональностью. Это позволит каждому авторизованному пользователю сохранять собственное расписание в диалоге. 

Мнение автора

«Я смог разработать навык, полезный не только мне, но и одноклассникам, и расширить функционал голосового помощника «Алиса». Полученные начальные знания и умение простого создания навыков могут пригодиться в углублённом изучении разработки уже с использованием более сложных средств, например, программирования»