Проекты

Профессия будущего: на кого пойти учиться через 10 лет?

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» в секции «Идея» среди работ обучающихся 5–7 классов

Направление работы: Профессиональная ориентация школьников
Авторы работы: ГБОУ "Курчатовская школа"
Предметы: Информатика
Классы: 6 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» 2020 года

Актуальность

XXI век ознаменован огромным скачком развития науки, и, как следствие, появлением технологий, о которых раньше можно было только мечтать. Интенсивное развитие науки и техники приведут к тому, что на трудовом рынке появится большое количество новых профессий, образованных на стыке нескольких наук.

По данным Forbes и Monster, количество вакансий в медицине в ближайшее время увеличится на 26%, появятся такие профессии, как IT-медик, сетевой врач, оператор медицинских роботов и другие.

Многие профессии вообще исчезнут благодаря интенсивной автоматизации ручного труда. На современном рынке труда растёт потребность в профессионалах нового формата – людях, которые будут работать на стыке двух и более наук.

Сейчас в школах уделяется большое внимание профориентации школьников с учётом новых тенденций развития науки и техники (Робототехник, Технопарк, World Skills и др.). Однако, даже побывав на подобных занятиях, школьники не могут определиться с выбором будущей профессии.

Цель

Создание профориентационной программы-теста для школьников с целью оказания помощи им в выборе будущей профессии.

Задачи

  1. Узнать о профессиях будущего.
  1. Спрогнозировать, какие профессии и области наук будут популярными в ближайшее время.
  2. Создать профориентационную программу для учеников средней школы и апробировать её.
  3. Сделать выводы о важности созданной программы на основании проведённого опроса школьников, участвующих в апробации программы.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Компьютер
  • Программное обеспечение

Описание

Для создания программы-теста автор составил таблицу профессий, актуальных через 20 лет, и качеств человека, необходимых для конкретной профессии. Каждому качеству соответствует вопрос, на который отвечает участник тестирования. Определил логику набора качеств профессии.

Программа-тест написана на языке программирования Python. В тестировании принимают участие школьники 6–7 классов. Ответив на вопросы, школьники получают рекомендации по выбору будущей профессии.

По итогам апробации теста автор предложил участникам ответить на вопросы:

  1. Помогла ли программа-тест определиться с выбором профессии?
  2. Узнали ли вы о новых профессиях?
  3. Считаете ли вы, что профориентационное тестирование для школьников должно проводиться каждый год?

Результаты работы/выводы

  1. Практически все участники ответили, что программа-тест помогла им определиться с будущей профессией (или, по крайней мере, с областью своей будущей профессии).
  2. Все участники ответили, что в процессе работы в созданной автором программе они узнали о профессиях, о которых не слышали раньше.
  3. Все ученики ответили, что профориентационное тестирование школьников должно проводиться каждый год с целью ознакомления их с новыми современными профессиями и специальностями, выбора будущей профессии посредством ежегодного отслеживания своих склонностей и интересов.

Вопрос выбора профессии очень важен и рано или поздно он остро встаёт перед каждым школьником.

Перспективы использования результатов работы

Автор считает, что разработанная тест-программа может быть использована в профориентационной работе со школьниками для выбора ими будущей профессии.