По итогам проекта «Бауманский старт в профессию», реализуемого Отделом взаимодействия с профильными школами ЦДП МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке Департамента образования и науки города Москвы, в период с июня по ноябрь 2019 года «успешно стартовали в инженерную профессию» более 1300 школьников.
МГТУ им. Н.Э. Баумана, являясь активным участником проекта Департамента образования и науки города Москвы «Инженерный класс в московской школе», реализует для школьников и педагогов образовательные мероприятия, обеспечивающие расширенные возможности получения дополнительного образования по инновационным инженерно-технологическим направлениям в технологической среде Университета и промышленных предприятий.
Профессиональная навигация школьников осуществлялась на практико-ориентированных образовательно-просветительских мероприятиях и научно-образовательных экскурсиях с интерактивными программами. Школьникам была предоставлена возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их интересами и предпочтениями.
На метапредметных практико-ориентированных занятиях школьники получили уникальную возможность – под руководством опытных наставников попробовать себя в роли инженеров-исследователей, программистов, конструкторов и других специалистов.
На практических занятиях, мастер-классах, интерактивных лекциях школьники получили знания по инженерно-техническим направлениям, на практике познакомились с действующими образцами новой техники и промышленными технологиями XXI века, такими как:
- Ионно-плазменные технологии нанесения тонкопленочных покрытий;
- Технологии 3D-моделирования в инженерной деятельности;
- Композитные материалы и аддитивные технологии и др.
Кроме того, школьники формировали предпрофессиональные компетенции в области современных информационных технологий: в облачных технологиях, геоинформатике, кибербезопасности и др.
Биомедицинская техника и технологии, инженерный бизнес и менеджмент, робототехника, космонавтика, экология и промышленная безопасность, автомобильный инжиниринг, электронная и оптическая микроскопия – далеко не полный перечень модулей практических занятий для старта школьников в инженерные профессии в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В рамках данного проекта для учащихся инженерных классов города Москвы была проведена 31 экскурсия на базе научно-образовательных центров мирового уровня, лабораторий различных кафедр Университета и научно-образовательных объединений – партнеров МГТУ им. Н.Э. Баумана.
На экскурсиях школьники получили дополнительные знания сверх школьной программы по перспективным инженерным направлениям, на практике ознакомились с инновационными технологиями и образцами новой техники, с достижениями инженерных школ МГТУ им. Н.Э. Баумана, попробовали себя в роли инженеров, выполняя эксперименты под руководством преподавателей Университета на уникальном лабораторном оборудовании.
Тематика экскурсий:
- Живая история науки и техники;
- Современные аэрокосмические системы;
- Фундаментальные основы инженерной деятельности;
- Робототехника;
- Инженерное дело и промышленные технологии;
- Защита информации и др.
В Музее МГТУ им. Н.Э. Баумана школьники ознакомились с 180-летней историей развития науки и техники, в Межотраслевом инжиниринговом центре «Композиты России» – с современными трендами в композитах и др.
На экскурсиях использовались интерактивные методы обучения:
- в научно-образовательном центре мирового уровня «Ионно-плазменные технологии» школьники приняли участие в нанесении покрытия на образцы ионно-плазменными методами;
- в «Доме физики» ребята получили новые знания о волновой оптике при работе на научно-учебных стендах;
- в научно-образовательном центре «Формула-студент», ознакомившись с созданными руками студентов образцами болидов, учащиеся разработали свою концепцию «автомобиля будущего»;
- в Научно-учебном Центре управления в кризисных ситуациях ребята «поиграли» в образовательные игры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- в научно-образовательном центре «Криология» наиболее активные школьники смогли примерить скафандр космонавта и поучаствовать опытах с жидким азотом;
- на кафедре «Химия» школьники смогли принять участие в таких химических опытах, как «театральная «кровь», «дым без огня» и др.
- в Научно-учебном центре «Робототехника» школьники ознакомились с уникальными образцами робототехники, созданными в МГТУ им. Н.Э. Баумана;
- в Музее кафедры «Высокоточные летательные аппараты» школьники познакомились с макетами боеприпасов ударного действия, а на базе «Научно-экспериментального комплекса фундаментальных и прикладных исследований физики быстропротекающих процессов» изучили методы регистрации быстропротекающих процессов с наглядной демонстрацией взрыва газовоздушной смеси;
- на кафедре «Электронные технологии в машиностроении» ребята приняли участие в процессе изготовления печатных плат;
- на экскурсии по нанометрологии школьники получили базовые навыки работы с атомно-силовым микроскопом и др.
Школьникам была предоставлена уникальная возможность познакомиться с научно-производственными объединениями – партнерами МГТУ им. Н.Э. Баумана, такими как:
- ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»;
- АО «ВПК «НПО машиностроения»;
- Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева;
- АО «НПО «Геофизика-Космос».
Экскурсии на ведущие промышленные предприятия, выпускающие современные образцы колесных машин, ракетно-космической техники, позволили школьникам получить наглядное представление о современных направлениях инженерной деятельности, включая применение цифровых технологий в проектировании и изготовлении образцов новой техники. Метапредметные знания, приобретенные школьниками в научно-образовательных центрах мирового уровня, позволили им глубже понять суть инженерной профессии при посещении передовых промышленных предприятий. Участие в интерактивных экскурсиях способствовало развитию предпрофессиональных компетенций школьников, повышению мотивации к получению инженерной профессии.