Новости
14
сентябрь
Городской Конкурс по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) «Инженерные решения».

С 15 сентября 2016 года на базе ГБОУ «Центр образования № 1449 имени Героя Советского Союза М. В. Водопьянова» стартует городской Конкурс по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) «Инженерные решения».

Конкурс «Инженерные решения» – это интеллектуальное командное соревнование. В качестве заданий на первом этапе – заочном предлагаются открытые (то есть творческие, изобретательские или исследовательские) задачи. Такие задачи далеко не всегда имеют единственно правильный ответ.

Участниками Конкурса может быть команда учащихся 7–11 классов образовательных организаций Российской Федерации. Каждая команда состоит из 5 участников разного возраста. В каждой команде выбирается руководитель (капитан), секретарь, а также докладчик. Для участия в Конкурсе необходимо зарегистрироваться в срок не позднее 20.00 часов 30 ноября 2016 года; для регистрации необходимо отправить заявку на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., указав состав команды, школу и электронный адрес.

Конкурс проходит в два этапа: заочный (отборочный) с 15 сентября по 30 ноября 2016 года, где предлагается решить три задачи открытого типа, и очный (заключительный) этап в феврале 2017 года.

Открытые задачи I этапа конкурса:

  1. При тушении пожаров у пожарных возникает необходимость находиться достаточно близко от огня, что усложняет условия их работы. Увеличение давления в системе не дает нужного эффекта, так как струя воды теряет свою сплошность по мере удаления от сопла и, естественно, уменьшается эффективность тушения. Как обеспечить тушение пожаров, не подходя близко к огню?
  2. Очень часто во время сильных дождей в городах, где не проложена ливневая система, образуются большие потоки воды, что затрудняет переход улиц пешеходами. Как решить данную проблему?
  3. Обычная свеча зажигания в двигателях внутреннего сгорания хорошо выполняет свои функции. Но если рассмотреть ее работу с точки зрения законов развития технических систем, легко обнаружить недостаток, устранив который можно добиться значительного улучшения работы двигателя. Что можно предложить?

Каждая команда в заочном этапе предлагает несколько идей решения каждой задачи. Свои решения отправляет по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. на рассмотрение жюри. Жюри оценивает все работы и команду, представившую лучшее решение или идею, приглашает на очный этап.

В очном этапе команда коллективно работает над заданием, при этом секретарь команды фиксирует варианты решений на листе бумаги под копирку.  После окончания отведенного на задание времени один экземпляр ответов передается в жюри, а второй остается у команды. После этого команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения. Жюри засчитывает только те ответы, которые были зафиксированы секретарем команды до начала обсуждения данного задания. Затем командам дается следующее задание. Перед командами ставится цель – предложить интересную и толковую идею. При подведении итогов оцениваются лучшая практическая идея, лучшее обоснование решения, оригинальная нетехническая идея, оригинальная техническая идея.

Более подробную информацию смотри в Положении Конкурса.

История создания ТРИЗ.

clip image002 0000Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В 1970 году ЦС ВОИР принял решение о создании Общественной Лаборатории методики Изобретательства (ОЛМИ), а в 1971 году был открыт Азербайджанский Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ). Он вырос из первой в стране молодежной изобретательской школы. С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров “Изобретающая машина”.

Сейчас началось массовое внедрение ТРИЗ в педагогику и другие области человеческой деятельности. ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели — все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время — наукой о развитии творческой личности. Основная цель ТРИЗ (или даже миссия) – выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. ТРИЗ призван организовать творческий потенциал личности так, чтобы способствовать саморазвитию и поиску решений творческих задач в различных областях. Главная задача ТРИЗ – предложение алгоритма, позволяющего без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти наиболее подходящий вариант, отбросив менее качественные. Или, говоря более простыми словами, ТРИЗ позволяет решить изобретательскую задачу так, чтобы на выходе получить наиболее высокий КПД.